ДИСНЕЙ, УОЛТ
ДИСНЕЙ, УОЛТ (Disney, Walt), (полное имя – Уолтер Элайас) (1901–1966), американский режиссер, художник и продюсер.
Родился 5 декабря 1901 в Чикаго, в семье бедного ирландского иммигранта. Рисовать начал в семилетнем возрасте. Рос на ферме в штате Миссури, позже семья перебралась в Канзас-Сити, где Дисней и начал в 1919 карьеру художника, занимался рекламой, а в 1920 создал первую небольшую кинокомпанию.
В 1923 с сорока долларами в кармане, отправился в Голливуд, где они с братом Роем открыли киностудию в переоборудованном гараже. Вскоре им удалось получить крупный заказ из Нью-Йорка и перебраться в другое помещение. В 1925 женился на одной из своих служащих, у них родились две дочери. Карьера складывалась удачно, он уже создал несколько анимационных персонажей, в том числе и кролика Освальда, но в результате обмана утратил авторские права. Для того, чтобы студия продолжала существовать, необходимо было придумать нового героя, которого полюбили бы зрители. Так появился на свет знаменитый мышонок Микки, но поначалу его звали Мортимер, и он не сразу обрел теперешний облик.
Микки Маус впервые появился на экране в 1928. Дисней как раз заканчивал свой второй немой рисованный фильм, когда в кино пришел звук. И следующий фильм с Микки Маусом стал звуковым – это был первый звуковой мультфильм Пароходик Вилли (Steamboat Willie). Фильм не просто был звуковым – музыка в фильме была канвой, по которой строилось все поведение Микки, звук был неотделим от изображения. Годом позже вышел фильм Пляска скелетов (The Skeleton Dance, 1929) на музыку К.Сен-Санса. С этого фильма началась серия Забавные симфонии (Silly Symphonies). В 1932 получил первую в своей жизни премию «Оскар» (всего их будет 29) за фильм Цветы и деревья (Flowers and Trees), где впервые был применен метод «Техниколор». Почти к каждому названию следовало бы прибавлять слова «первый фильм…» или «в этом фильме впервые…» То и дело появлялись новые персонажи – утенок Дональд, пес Плуто; в 1935 в фильме Концерт оркестра (The Band Concert) Микки Маус впервые предстал в цвете.
Особенным успехом пользовался фильм Три поросенка (Three Little Pigs, 1933) по английской сказке. С этого времени его фильмы начинают завоевывать мировой кинорынок и оказывать заметное влияние на развитие анимационного кино многих стран.
В 1938 на экраны вышел первый полнометражный мультипликационный фильм Белоснежка и семь гномов (Snow White and the Seven Dwarfs), имевший большой успех. За ним последовали не менее успешные фильмы: Пиноккио (Pinocchio, 1940), экспериментальный фильм Фантазия (Fantasia, 1940), Дамбо (Dumbo, 1941) и особенно любимый всеми зрителями Бэмби (Bambi, 1942).
К этому времени он давно перестал работать на своих фильмах как художник; он сам признавался, что, начиная с 1926 не сделал ни одного рисунка к своим фильмам. Отошел он и от режиссерской работы. Талант Диснея проявлялся не столько в творчестве, сколько в руководстве и управлении мультипликационной империей и в способности из всего извлекать выгоду. Уже с 1930 начал успешно торговать персонажами и сюжетами своих фильмов в самых разных формах: книги, игрушки, сувениры; музыка к фильмам записывалась на пластинки, – словом, он не упускал ни одной возможности заработать. И по сей день коллекционеры охотятся, к примеру, за дамскими корсетами с изображением Микки Мауса.
Урок, полученный в молодости, пошел Диснею на пользу.
Во время Второй мировой войны студия Диснея переключилась на выпуск пропагандистских и учебно-инструктивных фильмов по заказу правительства. После войны он продолжал выпускать рисованные фильмы, по большей части полнометражные, среди них – Золушка (Cinderella, 1950), Алиса в стране чудес (Alice in Wonderland, 1951), Питер Пэн (Peter Pan, 1953), Леди и бродяга (Lady and the Tramp, 1955), Спящая красавица (Sleeping Beauty, 1959), Сто один далматинец (One Hundred and one Dalmatians, 1961), Меч в камне (The Sword in the Stone, 1963). Кроме того, он сделал несколько игровых фильмов; особенным успехом пользовался фильм Мэри Поппинс (Mary Poppins, 1964), где рядом с рисованными персонажами действовали живые актеры.
Уже в 1930-е сумел предугадать огромную роль, которую телевидению предстояло сыграть в будущем. В первых пробных программах были использованы его короткометражные фильмы из цикла про Микки Мауса, и он никогда не забывал о том, чтобы сохранить за собой права на телепередачи. А с 1954 начал постоянно работать на телевидении.
Студия Диснея в конце 1950-х – начале 1960-х постепенно переключилась на производство документальных видовых фильмов, в их числе Живая пустыня (The Living Desert) и Исчезающая прерия (The Vanishing Prairie).
Одним из последних крупных предприятий Диснея стало создание парка аттракционов. Калифорнийский Диснейленд был открыт в 1955; второй парк, во Флориде, уже после смерти Диснея, в 1971.
Умер Дисней в Лос-Анджелесе 15 декабря 1966; последний фильм, Книга джунглей (Jungle Book, 1967) был закончен уже без него. Но и после смерти Диснея в его фильмографии продолжали прибавляться названия: в 1970 – Аристокоты (The Aristocats), в 1973 – Робин Гуд (Robin Hood). Созданная Диснеем империя продолжает жить, хотя то, что выпускает сегодня его студия, к классическим диснеевским фильмам не имеет отношения.
Александра Василькова
Иванов-Вано И.П. Кадр за кадром. М., 1980
Мудрость вымысла. М., 1980
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»