Д'АННУНЦИО, ГАБРИЭЛЕ
Д'АННУНЦИО, ГАБРИЭЛЕ (D'Annunzio Gabriele) (1863–1938), итальянский поэт, писатель и драматург.
Родился 12 марта 1863 в Пескаре. Учился в Прато в колледже Чикониньи. Переехал в Рим, где стал завсегдатаем салонов и познакомился с представителями итальянской культуры. В театр приходит благодаря союзу с Элеонорой Дузе (с 1896 по 1904). Вместе они хотели создать Новый театр и уйти от рутины буржуазной сцены. Они мечтали построить театр под открытым небом на берегу озера Альбано, чтобы ставить там свои античные трагедии и пьесы. Проект для своего времени новаторский, предвосхитивший искания сценического искусства 20 в.. И хотя начал свой путь в литературе как верист, он стремился создать театр высокой поэзии, «поэтический театр», т.к. веризм к тому времени уже исчерпал себя: «Мы не хотим больше правды. Дайте нам мечту!» Его Драматургию обычно относят к символизму и неоромантизму, хотя в ней есть и черты неоклассицизма. В его пьесах просматривается также влияние мелодрамы и следы эстетики веризма. За пятнадцать лет им было написано полтора десятка пьес на итальянском языке (в прозе и в стихах), а также на французском. Это Мертвый город (1898), Джоконда (1898), Слава (1899), Франческа да Римини (1901), Дочь Йорио (1904), Больше, чем любовь (1906), Корабль (1908), Федра (1909) и др. Называл свои пьесы трагедиями. Его драматургия получила признание за пределами Италии: пьесы были переведены на иностранные языки и в свое время много ставились в театрах Европы. Однако получил он признание не сразу. Несмотря на то, что в его пьесах играла великая Дузе, итальянская публика долго отвергала его театр.
Первая пьеса Сон весеннего утра (1898) стала вызовом – в ней автор покушался на основы драматургии: для нее характерно почти полное отсутствие сюжета, определенного места и времени действия, смешение стилей, переплетение реальности и фантастики. Все сосредоточено на внутреннем напряжении и состоянии персонажей, а действие развивается главным образом по внутренней линии – особенность, ставшая отличительной чертой «Новой драмы» рубежа веков. В дальнейшем его пьесы по своей форме во многом оставались еще в пределах традиционного театра.
В центре конфликта его пьес обычно ситуация любовного треугольника. Тема страсти в них соединяется с темой рока, т.к., по Д'Аннунцио, в страсти – всепоглощающей и неуправляемой – всегда есть нечто роковое. «Искоренить желание нельзя, – утверждает он. – Бороться со страстью – это грешить против жизни». Так он признает неограниченную власть инстинктов над человеком. Однако этот типично веристский мотив он интерпретирует в своей эстетской манере: инстинктивное становится у него проявлением божественного в человеке. По инстинктов только непротивление своим страстям делает человека творцом, поэтом, геним.
По своему мировосприятию был близок идеологии фашизма. Любимый его герой – сильная личность с чертами сверхчеловека, эгоистичного и жестокого. Он свободен всегда, для него нет никаких табу: во имя своих эгоистических целей он позволяет себе (иногда после некоторого колебания) преступить нравственную черту. Д'Аннунцио провозглашает и восславляет имморализм свободного человека.
Д'Аннунцио – прежде всего поэт. О чем бы ни были написаны его произведения, все они в каком-то смысле о нем самом. Личность поэта растворена во всех его творениях. Когда говорят об автобиографическом аспекте его драматургии, то следует признать, что своеобразный автобиографизм действительно имеет место, но не реальных жизненных фактов, не ситуаций, а чувств, умонастроения, ощущений и шире – мироощущения. Когда он говорит о природе, в нем особенно чувствуется поэт. Замечено, что ему свойственно необычайное, почти языческое чувство природы. Образы природы переполняют все его сочинения, в том числе и драматические (написанные как в стихах, так и в прозе). Это и развернутые описания, и это отдельные краткие замечания, брошенные кем-то из персонажей. («Ваш голос свеж, как вода в источнике»).
Определяющую роль в формировании эстетизма Д'Аннунцио сыграли образы античной цивилизации, которыми полнятся его произведения. В его пьесах они становятся местом действия, предметами обстановки, темой разговоров, воспоминаний, ассоциаций, сравнений... Герои его пьес то и дело обращаются к сюжетам из древней истории или мифологии, выстраивают параллели, отмечают сходство. Античность входит в их жизнь, в их быт (как ни условен этот быт у него.), становясь чем-то обычным, общеизвестным, снижается, становясь атрибутом массовой культуры. Образ мира, который создает драматург, по-своему привлекателен, в нем есть свой драматизм, есть свое чувство стиля. Но есть в нем также и нечто неживое.
По общему мнению, лучшее создание драматурга, его подлинный шедевр – пасторальная трагедия Дочь Йорио, пьеса, «простая, как народная песня». Это произведение стоит особняком в его творчестве. Создавая пьесу, он обратился к своим естественным корням – фольклору своей родной провинции Абруцци. Это драматическое сочинение в стихах – «песнь древней крови» – рассказывает старинную легенду о любви пастуха к дочери колдуна. В пьесе все те же мотивы, которые всегда его волновали, – любовь, страсть, преступное вожделение (не случайно ее часто пытались играть как веристскую драму). Но все звучит иначе. Здесь столько чистоты, возвышающего душу христианского смирения, что для него так не характерно. Сюжет он разрабатывает с поэтической простотой, нигде не впадая в риторику. Весь образный строй выдержан в одной тональности – народных песенных сказаний, стилизованных с большим мастерством. Здесь возникла гармония обычно чуждых друг другу начал – простонародности и элитарности. Именно так, на соединении этих двух начал, были осуществлены и лучшие постановки этой пьесы в 20 в., начиная со спектакля Вирджилио Талли и кончая Роберто де Симоне.
Вскоре после разрыва с Дузе уехал в Париж, где жил до начала Первой мировой войны. Затем вернулся в Италию. Во время войны служил в итальянской армии летчиком. Не согласившись с условиями Версальского мира, в 1919 возглавил захват Фьюме.
Умер Д'Аннунцио на своей вилле на озере Гарда 1 марта 1938.
Мария Скорнякова
Andreoli Annamaria. Gabriele D'Annunzio, Firenze, 1987
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»