БЕРТОН, ТИМ
БЕРТОН, ТИМ (Burton, Tim) (р. 1958), режиссер, продюсер, сценарист (США). Один из самых оригинальных постановщиков не только Голливуда, но и мирового кино в целом.
Тим Бертон родился 25 августа 1958 в Бурбанке, штат Калифорния, США. В раннем возрасте проявились способности мальчика к рисованию. После окончания школы Бертон поступает в Калифорнийский Институт Искусств на факультет анимации. Закончив институт, устраивается аниматором на киностудию Уолта Диснея, где принимает участие в работе над полнометражным мультфильмом Лис и гончая (1981). Его первая самостоятельная работа – шестиминутный черно-белый мультфильм Винсент (1982), в котором Бертон отдает дань уважения своему любимому жанру ужасов и одному из ведущих актеров этого жанра Винсенту Прайсу. Винсент получает положительные отзывы на ряде фестивалей. 27-минутная художественная короткометражка Франкенвинни (1984) так и не была реализована ни на большом экране, ни на ТВ, так как цензоры посчитали ее чересчур мрачной для маленьких зрителей.
Тем не менее Франкенвинни увидел популярный в середине 1980-х телевизионный комик Пол Рубенс (работавший под персонажем-маской по имени Пи-Ви Херман), который предложил Бертону стать режиссером его кинодебюта, киноленты Большое приключение Пи-Ви (1985). Фильм неожиданно получает популярность у зрителей. Бертону предоставилась возможность поработать над более значительным проектом для киностудии «Уорнер Бразерс» Жучиный сок (1988), комедия из жизни привидений, удостоенная премии «Оскар» за лучший грим. В Жучином соке уже отчетливо видны все основные мотивы творчества режиссера: 1) Создание удивительной, сказочной, намеренно «мультипликационной» реальности. 2) Обаятельный гротескный злодей, вызывающий подчас гораздо больше симпатии и сочувствия, чем якобы положительные герои. 3) «Черный» юмор по отношению к ограниченным обывателям. На волне успеха этой ленты студия предлагает Бертону постановку кинокартины по мотивам легендарного комикса о похождениях супергероя Бэтмена, Человека-Летучей мыши. На постановку выделяется бюджет в 35 млн. долларов, на роль злодея Джокера приглашается Джек Николсон. На протяжении всего периода съемок вокруг Бэтмена пресса предсказывает фильму провал. Однако, выйдя на экраны в июне 1989, он становится лидером кинопроката. Мнения критиков о Бэтмене (фильм удостоен премии «Оскар» за работу художника-постановщика) разделились, но то, что создано крупное произведение искусства, не вызывало сомнений.
Следующая работа Бертона – грустная сказка Эдвард руки-ножницы (1990), рассказ о трогательном создании безумного мастера, который вызывал злобу у жителей захолустного городка из-за своей непохожести на них. На этом удивительно красивом, мудром, как все настоящие сказки (и как никакой другой фильм в творчестве режиссера отразившем его ненависть к обывателям), фильме Бертон впервые работает с молодым актером Джонни Деппом, ставшим затем его постоянным соратником. Эдвард руки-ножницы пользуется большим успехом как у зрителей, так и у критиков, многие из которых до сих пор считают его лучшим фильмом режиссера.
После Эдварда Бертон, видимо, поддавшись на уговоры руководства киностудии, берется за продолжение Бэтмена. Очевидно, что чистая развлекательность ему уже не интересна и Бэтмен возвращается (1992), несмотря на успех в кинопрокате выходит тяжеловесным, мрачным и печальным. Тем не менее гонорара Бертона за постановку второго Бэтмена хватает на то, чтобы реализовать его давнюю киномечту – создание полнометражного кукольного мультфильма, персонажи которого монстры «страшного» праздника Хэллоуин во главе с их королем Джеком Скелетоном, который решает прикинуться Санта-Клаусом. Хотя Бертон привлек в качестве режиссера своего друга, аниматора Генри Селика, уникальный Кошмар перед Рождеством (1993) по праву можно считать его фильмом. Эта технически новаторская работа была хорошо встречена зрителем и была выдвинута на «Оскар» за визуальные эффекты.
Увлечение Тима Бертона кинопродукцией т.н. группы «Б», процветавшей в США в 1950-1960-х привело к появлению, возможно, его лучшего фильма. Эд Вуд (1994) – кинобиография Эдварда Вуда-младшего, постановщика малобюджетных фантастических кинолент и фильмов ужасов (он признан кинокритиками США «худшим режиссером всех времен»), снятая на черно-белую пленку в стиле его собственных фильмов. Тончайшая стилизация, великолепные актерские работы Джонни Деппа в роли Вуда и Мартина Ландау в роли звезды фильмов ужасов, исполнителя роли графа Дракулы Белы Лугоши и искренняя любовь Бертона к своим несчастным, но так одержимым тем, что они делают, персонажам, превратили Эд Вуд в настоящее произведение искусства. Несмотря на провал в кинопрокате, фильм удостаивается «Оскаров» за лучшую роль второго плана (Ландау) и лучший грим.
Все следующие работы Бертона – стилизации. Марс атакует! (1996) – под ту же, что и Эд Вуд, продукцию группы «Б». Спящая лощина (1999, в главной роли Джонни Депп) – экранизация рассказа Вашингтона Ирвинга о всаднике без головы под киноленты знаменитой британской киностудии «Хаммер», выпускавшей фильмы ужасов. Планета обезьян (2001), римейк одноименной классической кинокартины Фрэнклина Шаффнера под фантастические фильмы 1960–1970-х. Но если Марс атакует! оказался острой сатирой на американское общество, а Сонная лощина – завораживающе прекрасным и безупречным в визуальном плане триллером, то Планета обезьян получилась беззубой и скучной поделкой на заказ, неотличимой от обычного голливудского блокбастера, которая разочаровала большинство поклонников режиссера.Несмотря на эту неудачу, Тим Бертон продолжает оставаться талантливейшим художником, обладающим уникальным визуальным даром. Со второй половины 2002 Бертон работает над фантастической комедией Крупная рыбка.
Фильмография (режиссерская)
Винсент (Vincent, 1982, короткометражный анимационный фильм), Франкенвинни (Frankenweenie, 1984, короткометражный фильм), Большое приключение Пи-Ви (Pee-Wee's Big Adventure, 1985), Жучиный сок (Beetlejuice, 1988), Бэтмен (Batman, 1989), Эдвард Руки-ножницы (Edward Scissorhands, 1990), Бэтмен возвращается (Batman Returns, 1992), Ночной кошмар перед Рождеством Тима Бертона (Tim Burton's The Nightmare Before Christmas, 1993, продюсер и автор идеи), Эд Вуд (Ed Wood, 1994), Марс атакует! (Mars Attacks!, 1996), Спящая лощина (Sleepy Hollow, 1999), Планета обезьян (Planet of the Apes, 2000), Большая рыба (Big Fish, 2003); Чарли и шоколадная фабрика (Charlie and the Chocolate Factory, 2005); Труп невесты (Corpse Bride анимационный, 2005).
Михаил Водопьянов
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»