ТРЕНТИНЬЯН, ЖАН-ЛУИ
ТРЕНТИНЬЯН, ЖАН-ЛУИ, (Trintignant, Jean-Louis) (р. 1930), французский киноактер. Родился 11 декабря 1930 в Пон-Сент-Эспри (Прованс) в семье владельца кондитерской фабрики. С детства увлекался поэзией и театром, однако по настоянию родителей начал изучать юриспруденцию. В 19-летнем возрасте сделал жизненный выбор, поступив в Париже на актерские курсы Ш.Дюллена и Т.Балашовой. С 1951 работал по контракту в различных театрах, постепенно поднялся до главных ролей классического репертуара.
В 1955 дебютировал в кино в эпизоде фильме Кристиана-Жака Если парни всего мира (Si tous les gars du monde). В 1956 получил роль Мишеля – скромного мужа ветреной жены (Б.Бардо) в фильме Р.Вадима И бог создал женщину. Фильм не только принес актеру известность: он и в жизни стал супругом Бардо. Супружеская жизнь и актерская карьера Трентиньяна на два с лишним года были прерваны службой в армии (в Алжире), после чего он развелся со своей скандально знаменитой супругой и вернулся к ролям молодых задумчивых романтиков (Дансени в Опасных связях – Les Liaisons Dangereuses, студент Бруно в Обгоне – Il Sorpasso, гость странной семьи аристократов в Замке в Швеции – Chateau en Suede, 1963). Одновременно исполнял незамысловатые роли комедийного плана (С бьющимся сердцем – Le Coeur battant, 1960, Полный свет на убийцу – Spotlight on a Murderer, 1961, 17-е небо – Le Dix-Septieme Ciel, 1965), пробовал себя в качестве героя политического триллера (Поединок на острове – Le Combat dans l'ile, 1962), однако все эти роли явно не соответствовали его творческим амбициям: в эти же годы в парижском театре «Студио» он с большим успехом играет Гамлета. Ролью, принесшей Трентиньяну международную известность и статус звезды, стала работа в фильме К.Лелуша Мужчина и женщина (A Man and a Woman, 1966), где юношеская нерешительность его первых героев трансформировалась в благородную сдержанность отважного и обаятельного мужчины – овдовевшего автогонщика Жана-Луи, нашедшего смысл жизни в романтическом увлечении умной и эмансипированной женщиной (А.Эме). Фильм получил «Золотую Пальмовую Ветвь» на МКФ в Каннах и премию «Оскар».
Новым этапом актерской биографии Трентиньяна становятся его роли в детективах и триллерах, которые в европейском кино 1960-х годов выглядят более замысловато и реалистично, чем их голливудские аналоги. Шпионский триллер Мата Хари, агент Н21 (Mata Hari, Agent H-21, 1964), полицейский «экшн» Трансевропейский экспресс (Trans-Europe-Express, 1966), криминальная драма Похититель преступлений (Crime Thief, 1968, ее поставила новая жена актера, Надин Маркан), детективы Смерть, снесшая яйцо (La Morte ha fatto l'uovo, 1968) и Хулиган (The Crook, 1970) показали, что актер вполне органичен и в облике жесткого, агрессивного персонажа, «антигероя». Особенно колоритный образ профессионального убийцы, неисправимого уголовника был создан Трентиньяном в Полицейской истории (Flic Story, 1975).
Еще более убедительно Трениньян выглядел в фильмах, где криминальный сюжет дополнялся политической интригой. Таким фильмом стала Дзета (Z, 1968) Коста-Гавраса с ее главным героем – неподкупным и решительным следователем, расследующим политическое убийство (приз МКФ в Каннах). Новые грани этого образа обозначились в фильмах Покушение (L'Attentat, 1973) и В самое сердце (Colpire al cuore, 1982), где актер сыграл героев левых убеждений, втягиваемых в политические аферы и терроризм. В социальном детективе Чужие деньги (L'argent des autres, 1978) героем Трентиньяна становится банковский служащий, противостоящий махинациям воротил финансового бизнеса.
Способность сыграть неоднозначного, психологически и морально раздвоенного героя позволила Трентиньяну работать с такими крупнейшими мастерами европейского авторского кино, как А.Роб-Грийе (Человек, который лжет – L'Homme qui ment, 1968) и Б.Бертолуччи (Конформист – The Conformist, 1970). Оба фильмы затрагивали проблему личности на фоне драматических реалий Второй мировой войны. Особенно яркой и значительной стала роль Марчелло Клеричи в Конформисте, где Трентиньян блеснул в издевательски-ироничном и одновременно трагическом образе европейского интеллектуала, в силу превратностей судьбы ставшего слугой фашистского режима.
Репутация «мыслящего актера» была поддержана Трентиньяном его новыми работами у таких режиссеров, как В.Дзурлини (Пустыня Тартар – Il Deserto dei tattari, 1976), Ф.Трюффо (Веселенькое воскресенье – Vivement Dimanche), К.Кесьлевского (Три цвета: красный – Trois couleurs: Rouge, 1994). Кроме роли судьи в последней картине, одной из самых примечательных работ Трентиньяна в 1990-е годы стал полковник Масагуаль в фильме П.Бутрона Фиеста (Fiesta), садист и наркоман в погонах, воюющий в армии Франко во времена гражданской войны в Испании. Благожелательные отзывы критиков вызвала двойная роль в лирической драме П.Шеро Те, кто меня любит, могут сесть в поезд (Ceux qui m'aiment prendront le train, 1998).
Никогда не снимавшийся в Голливуде, Трентиньян единодушно признается кинозвездой мирового масштаба. Парадоксально, что при этом он ни разу не был удостоен главной кинематографической премии «Сезар» у себя на родине, во Франции. Актер играл во всех фильмах своей жены Надин Трентиньян и сам поставил фильмы Насыщенный день (Une Journee bien remplie, 1973) и Инструктор по плаванию (Le Maitre-Nageur, 1979). Его дочь, Мари Трентиньян, также известная актриса европейского кино.
Другие фильмы: Аустерлиц (Austerlitz, 1960); Успех (The Success, 1963); Убийство в спальном вагоне (The Sleeping Car Murder, 1965); Моя любовь, моя любовь (Mon amour, mon amour, 1967); Без видимой причины (Sans mobile apparent, 1971); Человек мертв (Un Homme est mort, 1973); Игра с огнем (Le Jeu avec le feu, 1975); Над Сантьяго идет дождь (Il pleut sur Santiago, 1975); Терраса (La Terrazza, 1979); Мужчина и женщина, двадцать лет спустя (A Man and a Woman: 20 Years Later, 1986); Призрачная долина (La Vallee Fantome, 1987); Бункер «Палас Отель» (Bunker Palace Hotel, 1989); Смотри, как мужчины падают (Regarde les hommes tomber, 1993); Тихо Мун (Tykho Moon, 1996); Герой, сделавший сам себя (Un Hero tres discret, 1996).
Божович В. Жан-Луи Трентиньян. М., 1987
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»