БАЛАЯН, РОМАН ГУРГЕНОВИЧ
БАЛАЯН, РОМАН ГУРГЕНОВИЧ (р. 1941), российский кинорежиссер и сценарист, продюсер. Лауреат Государственной премии СССР (1987).
Родился 15 апреля 1941 в селе Нэркин Оратаг Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана. В 1959— 1961 был актером вспомогательного состава Степанакертского театра. В 1961 поступил на режиссерский факультет Ереванского театрального института к педагогу Р.Джербашьяну. Когда Балаян был на третьем курсе, в Ереван приехал режиссер Т.Левчук на съемки фильма В горах Армении и искал актеров, физически способных работать в высокогорных районах, так как постановочная группа не выдерживала перепадов давления. Балаян не только влился в постановочный коллектив фильма, но и перевелся в Киевский институт театрального искусства им. И.Карпенко-Карого. В 1969, после окончания института, устроился на Киевскую киностудию им. Довженко. Однако как режиссер Балаян начал работать в Москве – в 1973 он снял первый фильм Эффект Ромашкина. Позже он назвал этот фильм «жутким», и радовался, что картина не вышла на экраны, и ее никто не успел посмотреть.
Его судьба может служить примером интернационализма: этнический армянин, выросший в Карабахе и проживший основную часть жизни на Украине, был приверженцем и продолжателем традиций русского искусства с его углубленным вниманием к духовной жизни человека и нравственно-этическим проблемам. Балаян творческое и личностное выразил так: «Я за сохранение национальных особенностей, но против национальной обособленности».
Своим учителем Балаян считал С.Параджанова. Шесть лет, с 1966 по 1972, постоянного общения с этим известным режиссером формировали у Балаяна особые художественные ориентиры. При этом важно что фильмы Балаяна никак не пересекаются с параджановскими. Существенное влияние на Балаяна, как и на все его поколение, оказал Ф.Феллини. Балаян рассказывал, что во время съемок его фильма Полеты во сне и наяву на площадке звучала музыка из фильма Восемь с половиной – целью режиссера было создание такого же настроения, атмосферы.
Его ранними фильмами стали Каштанка по Чехову и Бирюк по Тургеневу. Действие фильма Храни меня, мой талисман разворачивается в Болдине, под знаком личности Пушкина. Исходным толчком для возникновения идеи фильма Филер стал рассказ А.Серафимовича. Поцелуй снят по рассказу Чехова, ...Первая любовь – по рассказу Тургенева. В основе фильма Леди Макбет Мценского уезда лежит повесть Лескова. Однако определяющими для эстетики Балаяна становятся не эти формальные признаки, но глубинные отражения русских классических традиций в разработке характеров.
Уже в ранних фильмах сформировался тип главного героя Балаяна – замкнутый и одинокий человек, рефлексирующий, раздираемый внутренними противоречиями, не находящий себе места в окружающем мире. Его герои ведут родословную от персонажей чеховской драматургии и более поздней их вариации – вампиловского Зилова. По наблюдению критиков, почти всех главных персонажей Балаян «оставляет в финале лежащими ничком, спиной к миру». Это поневоле воспринимается как аллюзия трагического и знакового финала Утиной охоты А.Вампилова с неподвижно лежащим главным героем.
Балаяна нельзя назвать социальным режиссером, его волнуют экзистенциальные проблемы. Трагедия героя определяется не обществом, – независимо от того, хорошо оно или плохо, – а идет из глубоких внутренних противоречий, от неумения адаптироваться к внешнему миру.
Собственно, это и есть вечная проблема русской интеллигенции. Балаяна считают одним из самых интеллектуальных режиссеров советского и постсоветского кинематографа, недаром самые популярные и востребованные актеры – О.Янковский, А.Абдулов – готовы сниматься у Балаяна практически в любой роли. В Полетах во сне и наяву снялся даже Н.Михалков в эпизодической роли.
После распада Советского Союза Балаян, и прежде снимавший фильмы не слишком часто, существенно увеличил паузы между новыми работами. И в данном случае классическое объяснение – сложности с финансированием – представляется не самым главным. Ведь с 1996 он занимается продюсированием, его киевская студия сняла ряд сериалов (След Оборотня, Право на защиту, Под крышами родного города, Я тебя люблю и др.). Сам Балаян к продукции своей студии относится не слишком хорошо, считая, что при всех возможных достоинства сериалов – это скорее «формат», нежели свободное искусство, и надеется, что ему самому сериалы не придется снимать никогда. Можно предположить иную причину редких премьер Балаяна: с начала 1990-х, как всегда в эпоху социальных потрясений, экзистенциальные проблемы, главные в эстетике и проблематике режиссера, сменились проблемами выживания.
Однако редкие премьеры Балаяна по-прежнему популярны у зрителей и высоко оцениваются профессионалами. …Первая любовь была удостоена премии «Ника-95». Последний фильм, Ночь светла, на втором фестивале отечественного кино (Москва, 2004) получила специальный приз редакции газеты «Московский комсомолец» «За дерзость тихого замысла в эпоху громких потрясений»: а на 12-м фестивале российского кино «Окно в Европу» (Выборг, 2004) – приз имени Андрея Тарковского «За художественное воплощение высоких нравственных позиций».
Р.Балаян живет и работает в Киеве.
ФИЛЬМОГРАФИЯ:
Эффект Ромашкина (1973), Каштанка (1975), Бирюк (1978), Полеты во сне и наяву (1983), Поцелуй (1984), Храни меня, мой талисман (1987), Филер (1988), Леди Макбет Мценского уезда (1989), Дама в автомобиле (1992), …Первая любовь (1995), Две луны, три солнца (1998), Ночь светла (2005).
Татьяна Шабалина
Лемешева Л. Восточное застолье для Романа Балаяна. Столичные новости. 2001, №15 (163), 18–23 апреля
Лемешева Л. Прикосновение. Столичные новости. 2004, № 20 (311). 2-7 июня
Смирнова А. Роман Балаян: Я не стал тем режиссером, которым мечтал быть. Огонек, 2004, № 46, 15 ноября
Мурзина М. Зачем считать себя несчастнее другого? АиФ Москва. 2005, № 25 (623), 22 июня
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»