АРЦИБАШЕВ, СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
АРЦИБАШЕВ, СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1951), русский актер, режиссер. Заслуженный деятель искусства России, лауреат Государственных премий (1996, 1999). Родился 14 сентября 1951 в селе Калья Свердловской области. Окончил техникум, свердловское театральное училище, режиссерский факультет ГИТИСа (курс М.О.Кнебель, 1981). Первыми шагами Арцибашева на режиссерском поприще стали две учебные работы в ГИТИСе – постановка новелл Женщины и дети А.Володина и Любовь Л.Петрушевской. Позже к ним добавилась постановка новеллы Два пуделя С.Злотникова, и получился дипломный спектакль Арцибашева Надежды маленький оркестрик, выпущенный в 1981 году на сцене Театра на Таганке. Все мужские роли в спектакле играл сам Арцибашев, для которого режиссура и актерство всегда были неразделимы.
По окончании ГИТИСа Арцибашев был приглашен Ю.П.Любимовым в Театр на Таганке, где проработал до 1989. Репетировал вместе с Любимовым Бориса Годунова А.Пушкина (1982, премьера 1988), с А.Эфросом – Полтора квадратных метра по повести Б.Можаева (1986); сыграл Актера в эфросовском На дне М.Горького (1984). Вместе с Эфросом набрал заочный актерско-режиссерский курс в ГИТИСе, на котором поставил учебный спектакль Уроки музыки Петрушевской, затем вошедший в репертуар театра им. Маяковского (1989). Сотрудничество с этим театром началось в 1987, когда Арцибашев выпустил здесь Жанну А.Галина. Еще один спектакль, нашедший пристанище в театре им. Маяковского (на сцене Филиала), Фарс только для взрослых, или Сказка о мертвой царевне Н.Коляды (1992) – учебная работа, сделанная Арцибашевым со студентами курса А.Гончарова.
Помимо работ в театре на Таганке и Театре им. Маяковского, Арцибашев выпустил в Центральном Академическом Театре Советской Армии спектакль Стрелы Робин Гуда И.Токмаревой и С.Прокофьевой по В.Скотту (1981, руководитель постановки А.Бурдонский); в г.Саранске – Чертановскую чертовщину А.Шеянова (1990).
В 1989 Арцибашев был назначен на должность главного режиссера московского Театра Комедии (где в 1990 возобновил спектакль Надежды маленький оркестрик), в 1991 переименованный в Театр на Покровке. Пока шла реконструкция здания на Покровке, театр временно приютился в помещении на Ольховской улице, недалеко от метро «Красносельская». Здесь в не слишком уютном здании шли поставленные Арцибашевым чеховские Три сестры (1991), Пленный дух (1992) – сценическая композиция режиссера по стихам и прозе М.Цветаевой, воспоминаниям А.Цветаевой и А.Эфрон, Месяц в деревне И.Тургенева (1993), Ревизор Н.Гоголя (1993), Таланты и поклонники А.Островского (1994), Ревность М.Арцыбашева (1993), Пробное интервью на тему свободы М.Арбатовой (1995), Сцены из супружеской жизни И.Бергмана (1995).
Создавая репертуар своего театра, режиссер следует правилу: не обращаться к одному автору дважды. Пока исключение составил лишь Гоголь: его Женитьбу Арцибашев выпустил в 1996 (после Ревизора), собрав в своем спектакле антепризно-звездный состав: И.Костолевский, М.Филиппов, Р.Джабраилов, И.Ульянова и актеры Театра на Покровке. Критик Ю.Фридштейн писал об этой постановке: «Пойдя „за Эфросом", Сергей Арцибашев сделал свой спектакль... еще более трагичным, а описанное у Гоголя „совершенно невероятное событие„ еще более невероятным, еще более желанным и – еще более несбыточным. Ни в чем своего великого предшественника не повторив, Арцибашев поставил эту пьесу как бы „двадцать лет спустя"».
Название «Театр на Покровке» равносильно названию «Театр Сергея Арцибашева»: на его афише нет имен других постановщиков (лишь Капустник Е.Стародуб поставлен и оформлен Арцибашевым совместно с автором пьесы). За последние годы им созданы Гамлет У.Шекспира (1997); Пастух А.Максимова (1998); совместный проект с французским театром Турски (Марсель) Кабала святош М.Булгакова (1998), в котором 10 французских актеров играли двор короля Людовика, а 10 актеров театра на Покровке – труппу Мольера (режиссеры С.Арцибашев и Р.Мартен), позже Кабала святош, утратив свою французскую составляющую, перекочевал на сцену Театра на Покровке (2000); Карантин (Болдинская осень) Д.Крымова и С.Арцибашева (1999); возобновлены спектакли Надежды маленький оркестрик (1998) и Ревность (1999). Среди актерских созданий Арцибашева – Вершинин и Городничий, Мольер и Пушкин, Гамлет и Ленин.
Будучи чрезвычайно загруженным работой в своем театре, признаваясь, что репетирует всегда очень мучительно («У меня никогда не получалось „радостно" творить»), Арцибашев успевает выпустить несколько спектаклей «на стороне»: оперу Евгений Онегин П.Чайковского в театре «Новая Опера» (1996) (спектакль – лауреат премии «Золотая маска-1997») и пьесу Счастливцев-Несчастливцев Г.Горина в театре Сатиры (1997). Есть в творческой биографии Арцибашева и ряд киноролей (фильмы Жестокий романс, Забытая мелодия для флейты, Небеса обетованные, Ширли-мырли).
Среди нереализованных замыслов Арцибашева – постановка романа Ф.М.Достоевского Бесы.
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»