АРЕФЬЕВ, ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ
АРЕФЬЕВ, ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ (р. 1949), русский художник музыкального театра. Родился 20 мая 1949. Окончил МГХИ им. В.И.Сурикова. 1974 по1985 работал художником-постановщиком в Днепропетровском театре оперы и балета. Оформил ряд спектаклей в театрах Нижнего Новгорода, Киева, Харькова. С 1987 сотрудничает с балетмейстером Д.Брянцевым, оформляет балетные спектакли. Среди заметных – одноактные балеты Скифы С.Прокофьева, Лебединая песня Э.Шоссона, Ковбои Дж.Гершвина, также балеты Суламифь В.Бесединой, Саломея П.Габриэля. С 1992 начинается активное сотворчество художника с режиссером А.Тителем. Арефьев создает декорации к оперным постановкам Эрнани Д.Верди, Кармен Ж.Бизе, Обручение в монастыре Прокофьева, к оперетте Летучая мышь И.Штрауса – экспериментальной постановке на сцене оперного театра с оперными же исполнителями. Тесно связав свою творческую жизнь с постановщиками Театра оперы и балета им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, Арефьев стал в 1993 главным художником этого театра. Его работы отличает разнообразие стилевых манер, пристальное внимание к жанру музыкального сочинения и замыслу постановщика. В зависимости от задачи постановки работает как в манере «классической» оперной декорации, так и в различных синтезах классического и современного стиля. В создании декораций всегда исходит из музыкальной драматургии спектакля, образная система его сценографии рождается не только из эпохи, к которой принадлежит тот или иной сюжет, но из эмоциональной и стилевой структуры музыки. С помощью линий и света художник как бы проигрывает сочинение композитора. Предпочитает использовать в декорациях неожиданные совмещения разных объемов и различных фактур, использует сочетание реальных деталей и условных предметов и конструкций. В балете Золушка основным элементом декорации является яркая красочная карусель. В Порги и Бесс – многоярусное ступенчатое сооружение, напоминающее не то покинутый корабль, не то заброшенную стройку. В спектакле Киевского театра оперы и балета Три мушкетера художник использовал огромные парадные барабаны, трансформирующиеся в разные места действия, и экспрессивную живопись задника. Декорации Арефьева отличает стремительная динамика и большая эмоциональная насыщенность. По мнению режиссера Тителя, сценографические решения этого художника «требуют подробного и активного освоения постановщиком и актерами созданного им пространства. Его надо присваивать вместе с ролью».
Арефьев оформил более 100 музыкальных спектаклей в разных театрах страны.
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»