АНТРАКТ
АНТРАКТ (франц. entracte, от entre – между и acte – действие). В зрелищных искусствах термин имеет два значения.
Первое: перерыв между действиями, актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или циркового представления. Предназначен для двух целей: отдыха актера и зрителей, и перемены декораций, а также, при необходимости, смены костюмов и грима актеров.
С экономической точки зрения антракт приносит стационарному театру как хозяйственному механизму дополнительный доход от посещения зрителями буфета.
Второе: Музыкальная пьеса, являющаяся вступлением к одному из действий спектакля, которая исполняется непосредственно перед открытием занавеса, когда зрители уже заняли свои места. В этом значении термин «антракт» сходен по смыслу с «увертюрой», с той разницей, что увертюра является прологом всего спектакля в целом, антракт же предваряет последующие действия.
Антракт в этом значении слова получил свое распространение в эпоху Ренессанса, вместе с обновлением театра и новым витком развития его стационарного вида.
Главная функция антракта – помочь зрителям настроиться на театральное действие, психологически отделить перерыв, отдых с его необязательными разговорами от эмоциональной работы по восприятию спектакля. Этим антракт принципиально отличается от т.н. «антрактной музыки», исполнявшейся в 18–19 вв. между частями театрального представления в зале или в фойе для развлечения публики.
Антракт оперы или балета, как и увертюра, пишется композитором в рамках конкретного музыкально-драматического произведения; в концертном исполнении может существовать и как отдельный музыкальный номер (например, антракт из оперы Кармен).
Антракт драматического спектакля носит, как правило, чисто прикладной характер, существует только в совокупности с этим спектаклем, и может сводиться к нескольким музыкальным фразам. С другой стороны, в качестве антракта драматического представления могут использоваться и самостоятельные музыкальные произведения.
Татьяна Шабалина
История зарубежного театра. Под ред. Г.Бояджиева, А.Образцовой, Б.Ростоцкого в 3-х тт. Т. 2. М., 1972
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»