АЛПЕРС, БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ
АЛПЕРС, БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (1894–1974), русский театровед, педагог. Доктор искусствоведения (1946), профессор ГИТИСа (1943). Родился 11 (23) марта 1894 в пос. инженеров Новониколаевский (ныне г.Новосибирск): в строительстве Транссибирской магистрали принимал участие отец Алперса, экономист, приехавший из Петербурга. В 1912 в жизнь Алперса вошел театр – через Вс.Э.Мейерхольда, с которым он познакомился и сблизился гимназистом выпускного класса, хотя тот был старше на двадцать лет. В 1913 Алперса, студента юридического факультета Петербургского университета (1913–1918), Мейерхольд пригласил в свою Студию на Бородинской улице. Два года Алперс был секретарем Студии, затем журнала «Любовь к трем апельсинам», издаваемого Мейерхольдом. С Мейерхольдом связана значительная пора жизни Алперса, сначала в Петербурге, а потом, в годы Гражданской войны, в Новороссийске.
В Октябрьскую революцию 1917 Алперс осознает театр как один из самых действенных путей «выработки нового миросозерцания». В 1921 работал в Петроградском театральном обществе и в Политпросвете, тогда же директор Лиговского народного театра, затем художественный руководитель театра Новой драмы (1921–1924). Весной 1924 по приглашению Мейерхольда едет в Москву в Театр Революции, где заведует литературной частью (1924–1927), которая становится своего рода лабораторией новаторских опытов молодых драматургов (А.М.Файко, Б.С.Ромашов, В.Н.Билль-Белоцерковский, В.В.Вишневский, Н.А.Зархи и др.).
В 1920–1930-е годы Алперс – постоянно действующий критик по драматургии, театру и кино, занимается научной работой. В конце 1920-х публикует несколько монографий, в т.ч. о Театре Революции, в 1931 выходит получившая мировую известность книга Алперса о Мейерхольде Театр социальной маски.
К большим теоретическим обобщениям Алперс всегда шел от конкретного, частного. Так, из вступительной статьи к хрестоматии по мастерству актера (1935) родился его капитальный труд Актерское искусство в России (1945). Рецензия 1957 на спектакль Малого театра в 1970-е переросла в крупное исследование творчества А.Н.Островского «Сердце не камень» и поздний Островский, а из предисловия к раннему изданию пьес Билль-Белоцерковского (1934) возникла работа Билль-Белоцерковский и театр 20-х годов (1969).
В 1940-е годы в статьях, публичных выступлениях, лекциях (Алперс вел педагогическую работу с 1925, с 1939 в ГИТИСе) о драматургии Чехова, о новой системе театра, складывающейся на рубеже 19–20 вв., театровед разрабатывал темы, которые составят содержание таких поздних его работ, как Годы артистических странствий К.С.Станиславского, В.Ф.Комиссаржевская и др. Мысль о том, что исследователь актерского творчества должен быть прежде всего историком общественной психологии, составляет один из ведущих мотивов его статей Бабанова и ее театральное время, Творческий путь МХАТ Второго и др.
В работе конца 1960-х Судьба театральных течений, как много раньше в статье Пятнадцать лет советского театра, Алперс предсказал, что создание «оригинального стиля» лежит на пути органического сближения мхатовской и мейерхольдовской систем.
Подготовленный автором двухтомник Театральные очерки (1977) включал работы 1920–1970-х годов, представившие духовную эволюцию людей его поколения.
Умер Алперс в Москве 7 сентября 1974.
Алперс Б. Театральные очерки, т. 1–2. М., 1977
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»