АКТ
АКТ (от латинского actus – действие), часть драматургического произведения или театрального (драматического, оперного, балетного) спектакля. В современном российском театре часто заменяется русским синонимом – «действие». Представляет собой законченную смысловую часть произведения, в прозаических текстах аналогом акта является глава; в кинематографе – серия. В драматургии акт может подразделяться на более мелкие составляющие – явления, эпизоды, сцены, картины.
Деление спектакля на акты впервые появилось в театральном искусстве Древнего Рима (в древнегреческом театре действие шло непрерывно, перемежаясь выступлениями хора). Первоначально актов в спектакле было пять. Пятиактное деление перешло в европейский театр эпохи Возрождения и классицизма. Исключение составляет испанский театр, где, как правило, была принято деление пьесы и спектакля на три акта.
В современном театре акты разделены перерывами (антрактами); до 19 в. между актами исполнялись интермедии, не связанные с основным действием пьесы, комические сценки, музыкальные произведения и т.п.
Деление пьесы или спектакля на акты обусловлено целым рядом причин, как формальных, так и сущностных. С одной стороны, пауза после каждого акта дает возможность актерам и зрителям отдохнуть; сменить декорации, костюмы, гримы и т.п. С другой стороны, деление на акты связано с законами композиции драматургического или сценического произведения.
Каждый акт содержит начало, развитие и завершение одного из звеньев события пьесы или спектакля. Первый акт представляет экспозицию (предыстория сюжета) и завязку действия (возникновение конфликта во взаимоотношениях действующих лиц). Серединные акты (второй, третий, четвертый) представляют собой перипетии сюжета (те или иные изменения сложившейся ситуации, ее развитие, включение в конфликт новых действующих лиц, смену условий, переход инициативы от одних действующих лиц к другим, возникновение препятствий и преодоление их и т.п.). Последний акт содержит кульминацию (т.е., момент, когда ситуация и конфликт достигают своей высшей точки) и развязку (завершение конфликта).
Развитие режиссерского театра обусловило разницу между делением на акты в драматургическом произведении и его сценической версии. Это связано в первую очередь с режиссерской трактовкой драматургии, расстановкой собственных смысловых акцентов, что естественно приводит к композиционным изменениям (в том числе – к сокращению текста, введению или к купюрам прологов и эпилогов, объединению сюжетных линий или нескольких персонажей в одном и т.д.). Таким образом, в сценическом произведении может меняться каждый из смысловых компонентов действия, а, следовательно – возникать и иное композиционное разделение на акты.
В современном театральном спектакле, как правило, содержится не более трех актов (чаще – двух); иногда спектакли идут без антракта, объединяя в единое целое все акты драматургического произведения.
Татьяна Шабалина
Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978
Аристотель. Риторика. Поэтика. М., 2000
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»