АБДРАШИТОВ, ВАДИМ ЮСУПОВИЧ
АБДРАШИТОВ, ВАДИМ ЮСУПОВИЧ (р. 1945), российский режиссер кино. Народный артист РФ (1992). Лауреат Государственных премий РСФСР (1984) и СССР (1991). Член правления Гильдии кинорежиссеров России. Председатель Правления киностудии «Арк-фильм» киноконцерна Мосфильм, профессор ВГИКа.
Родился 19 января 1945 в Харькове, в семье офицера. Профессия отца обусловливала кочевую жизнь. Мальчик переменил много школ, однако учился хорошо. Профессиональное призвание Абдрашитова определилось не сразу: в школьные годы его увлечения делились между театральной студией и физико-математическим кружком. В 1959–1961 он учился в Алма-Атинском техникуме железнодорожного транспорта, в 1961 поступил в Московский физико-технический институт, решив посвятить себя космосу. В студенческие годы, работая в институтской многотиражке и много снимая, понял, что его призвание – кинематограф. Решив готовиться к поступлению во ВГИК, перевелся в Московский химико-технологический институт, где в то время была сильная любительская киностудия. После окончания в 1967 института три года по распределению работал на Московском электровакуумном заводе.
В 1970 поступает на режиссерский факультет ВГИКа, в мастерскую М.Ромма. Когда Абдрашитов был на втором курсе, Ромм скончался; руководителем курса стал Л.Кулиджанов.
Дипломная работа Абдрашитова, сатирическая короткометражка по рассказу Г.Горина Остановите Потапова!, была снята в 1974. Фильм получил ряд профессиональных наград: «За лучшую режиссуру» на всесоюзном кинофестивале «Молодость» (Киев, 1975), главный приз кинофестиваля ВГИКа (1975). После этого Абдрашитов был приглашен Ю.Райзманом на Мосфильм, в кинообъединение «Товарищ». Однако дальше в работе молодого режиссера наступила почти двухлетняя пауза. Ему сразу по приходу на Мосфильм предложили снимать полнометражный фильм на основе своей дипломной работы, однако он отказался – это был уже пройденный, прожитый этап. Уже в самом начале профессионального пути он искал сценарий, отвечающий своему внутреннему мироощущению. Это определялось его гражданской и художественной позицией, творческим максимализмом, нежеланием идти на компромисс. Поэтому список фильмов, снятых режиссером, невелик – всего 11 лент за 30 лет творчества; но среди этих фильмов нет проходных, каждый из них становился заметным событием.
В 1974–1975 он прочитал более 200 сценариев – многие из них были интересны, позже по ним были сняты значительные фильмы другими режиссерами, но Абдрашитов продолжал искать. Его упорство увенчалось успехом: среди сценариев оказался один, принадлежащий перу молодого автора, А.Миндадзе, Кто-то должен защищать. Режиссер и сценарист начали работать вместе (премьера фильма Слово для защиты – так было изменено сценарное название – состоялась в 1976), и продолжают художественное партнерство до сих пор. Этот творческий тандем отличает единство позиций в поиске «болевой точки» современности и нестандартной трактовки казалось бы известной проблемы, в категорическом неприятии конъюнктуры. Говоря о Миндадзе, Абдрашитов подчеркнул: «Для меня драматургия – как пружина в часах. Если она некачественная, то ни блестящий циферблат, ни прекрасные новые стрелки, ни замечательно нарисованные цифры не заставят часы идти. Именно потому мы с Миндадзе сверхответственно относимся к сценарию и продолжаем работать над ним до конца картины».
Творческая судьба тандема Абдрашитов – Миндадзе сложилась счастливо: их фильмы, несмотря на острое социальное звучание, не запрещались, хотя они и не всегда шли первым экраном. Правда, за Охоту на лис режиссер был на некоторое время уволен с Мосфильма, ленту пытались переделать, однако не получилось, художественная логика картины не поддавалась адаптации. Режиссер и сценарист – не борцы, но художники, их задача – выявить и осмыслить проблему, дать материал для зрительских размышлений. Их герои – обычные люди, живущие в провинции. Они оказываются в нестандартных ситуациях, и это дает возможность зрителю примерить такую ситуацию на себя. Сложная проблематика поверяется простейшими этическими категориями – хорошо/плохо. Однако их фильмы нельзя назвать бытовыми, глубина художественного осмысления авторов ненавязчиво выводит их картины на уровень философской притчи. Именно потому поклонников творчества Абдрашитова можно найти во всех социальных категориях зрителей – от эстетов-интеллектуалов до массовой аудитории.
Критики порой упрекали Абдрашитова за апокалиптические настроения и отсутствие оптимизма, так было после выхода фильма Парад планет, и особенно после последней ленты, Магнитные бури. Однако он твердо стоит на своей позиции: определенный оптимизм – уже в том, что проблема осознается и доносится до зрительской аудитории, без ее осознания ни одна проблема решена быть просто не может.
Практически каждый фильм Абдрашитова вызывал горячие дискуссии критики и зрителей и удостаивался престижных профессиональных наград, в том числе и за актерские работы. Так, фильм Слово для защиты стал лауреатом премии Ленинского комсомола в 1979. Охота на лис принес специальный приз за лучшее исполнение мужской роли В.Гостюхину на фестивале в Сан-Ремо (1982). Остановился поезд – приз жюри за лучший сценарий на фестивале в Сан-Ремо (1984), Государственная премия РСФСР им. бр. Васильевых (1984). Парад планет в 1984 с успехом демонстрировался на Венецианском кинофестивале, а в 1985 был удостоен главного приза на международном кинофестивале в Авеллино и специального приза фестиваля в Сан-Ремо. Плюмбум, или Опасная игра – приз международного кинофестиваля «Золотая медаль» Итальянской республики (кинофестиваль в Венеции, 1987). Слуга – премия имени Альфреда Боуэра за развитие киноискусства и премия экуменического жюри Берлинского кинофестиваля (1989), приз Ника-89 сценаристу Миндадзе и исполнителю главной роли О.Борисову, Государственная премия СССР (1991), кинопремия «Золотой Орел» (1994). Пьеса для пассажира – «Серебряный медведь» на Берлинском международном кинофестивале (1996). Магнитные бури – Ника-2003, «Золотой Овен» на фестивале «Киношок» (2003), «Золотой Орел» за лучшую режиссуру (2003).
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Слово для защиты (1976),
Поворот (1979),
Охота на лис (1980),
Остановился поезд (1982),
Парад планет (1984),
Плюмбум, или Опасная игра (1986),
Слуга (1988),
Армавир (1991),
Пьеса для пассажира (1995),
Время танцора (1997),
Магнитные бури (2003).
Татьяна Шабалина
Абдрашитов В. Настоящая жизнь кипит за Садовым кольцом. Комсомольская правда, 28 октября 2003
Гладильщиков Ю. Право бить и получать по морде. Вадим Абдрашитов и Александр Миндадзе сделали фильм про толпы пролетариата. Известия, 24 ноября 2003
Абдрашитов В. Эту тему лучше бы не трогать…Запись Т.Сергеевой. Киноведческие записки, № 67, 2004
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»