БОРИСОВ, ОЛЕГ ИВАНОВИЧ
БОРИСОВ, ОЛЕГ ИВАНОВИЧ (настоящее имя Альберт) (1929–1994), русский актер. Народный артист СССР (1978). Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1991), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1991). Родился 8 февраля 1929, детство провел в Карабихе Ярославской области (некрасовские места), где отец служил директором техникума. Затем семья переехала в Подмосковье. С началом войны работал на сенокосилке, тракторе, на лесоповале.
В 1947 поступил в Школу-студию МХАТ, играл острохарактерные, комедийные роли. В 1951 принял приглашение поступить в Киевский русский драматический театр им. Леси Украинки. Дебютировал в роли отставного солдата Коня, денщика генерала Печенегова в горьковских Врагах. В первом же сезоне сыграл слугу Ноздрева Порфирия в булгаковской инсценировке Мертвых душ и матроса Шарыгина (Хождение по мукам А.Н.Толстого). Эффектный и тонкий комизм Борисова в роли Белардо (Учитель танцев Лопе де Вега) покорил киевлян. За двенадцать лет работы в Киеве актер сыграл множество комедийных ролей, из которых особенным успехом пользовались Аркашка (Лес А.Н.Островского), слуга Дромио (Комедия ошибок У.Шекспира) и другие. В репертуаре 1950-х годов у молодого артиста были также роли современников-сверстников: Андрей Аверин (В добрый час! В.Розова), Олег Савин (В поисках радости Розова) и др. В 1960 Борисов сыграл первую по-настоящему драматическую роль – Петр в Последних М.Горького.
В 1963 артист ушел из театра им. Леси Украинки и спустя несколько месяцев был приглашен Г.А.Товстоноговым в БДТ (Ленинград), где сразу сыграл роль Карцева в спектакле 104 страницы про любовь Э.Радзинского. Товстоногов ввел артиста на роль Дживоло (Карьера Артура Уи Б.Брехта), затем на роль Архипа Притыкина в горьковские Варвары, поручил роль Гани Иволгина во второй сценической редакции Идиота.
Все, что намечалось и исподволь раскрывалось в образах Колосенка (Сколько лет, сколько зим В.Пановой), Петра (Мещане Горького) и др., сфокусировалось в борисовском принце Генрихе (Генрих IV Шекспира).
С 1971–1975 Борисов много играл в пьесах современных авторов – Л.А.Жуховицкого, В.Ф.Тендрякова, А.В.Вампилова, А.И.Гельмана и др. В 1976 его исполнение роли Суслова в Дачниках Горького назвали «будоражащей неожиданностью спектакля». Эта работа во многом подвела артиста к роли Григория Мелехова (Тихий Дон по роману М.Шолохова).
Опыт, который дала артисту работа в БДТ, подвел его к воплощению героя Кроткой Ф.М.Достоевского (1981). Особый нервно-психофизический склад, особенности актерской индивидуальности Борисова таили счастливую предрасположенность к творчеству Достоевского. С творчеством Достоевского артист еще встретился на радио, сыграв Голядкина (Двойник), музыканта Ефимова (История одного музыканта по повести Неточка Незванова), и в кино, где создал образ Версилова (фильм Подросток, 1983, реж. Е.Ташков).
В 1983 начался московский период актера – в МХАТе. Первый раз он вышел на его сцену в роли Выборнова (Серебрянная свадьба А.Мишарина), затем сыграл Астрова в новом Дяде Ване, показал Кроткую в постановке Л.Додина. Когда в 1987 МХАТ «раскололся», Борисов остался с О.Н.Ефремовым, но за пять лет сыграл только три роли.
Будучи актером прежде всего театральным, Борисов начал сниматься в кино с середины 1950-х годов. Среди его киноролей Свирид Голохвостый (За двумя зайцами, 1961, реж. В.Иванов; по пьесе М.П.Старицкого), сержант Домешек (На войне как на войне, 1968, реж. В.Трегубович), разведчик Соломин (Проверка на дорогах, 1971–1985, реж. А.Герман), инженер Гарин (Крах инженера Гарина, 1973, реж. Л.Квинихидзе), следователь Ермаков (Остановился поезд, 1982, реж. В.Абдрашитов), ученый Костин (Парад планет, 1984, реж. Абдрашитов) и др.
Словно в восполнение актерской недосказанности судьба послала Борисову напоследок заглавную роль в пьесе Д.С.Мережковского Павел I, специально для него поставленной Л.Хейфецем в ЦТСА. Актер вложил в эту роль все, что мог бы, но не сыграл в последние годы. Его последняя работа в театре – Фирс в Вишневом саде режиссера Додина, уходящий герой уходящей эпохи.
Умер Борисов в Москве 28 апреля 1994.
Борисов О. Без знаков препинания: дневник, 1974–1994. М., 1999
Кинкулькина Н. Олег Борисов. СПб, 2000
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»