ЯМА
ЯМА (санскр. ), в ведийской мифологии бог смерти, бывший прежде первым человеком, вкусившим смерть, возглавившим царство мертвых; в индуистской мифологии – один из хранителей мира (локапалы), ответственный за юг – страну умерших (согласно еще ведийским представлениям).
Упоминания о Яме содержатся в поздних гимнах Ригведы, прежде всего в том из них, где описывается несостоявшийся инцест, когда его сестра Ями пыталась склонить его к любовному соединению и была отвергнута им по нравственным соображениям. Согласно большинству ученых, здесь следует видеть общечеловеческий миф о прародителях человечества (ближайшие аналоги – иранские брат и сестра Йима и Йимак, которые становятся прародителями людей), получивший на определенной стадии культуры негативную интерпретацию. В поздневедийской мифологии Яма, став царем мира, добивается признания своего божественного достоинства со стороны богов, которые в конце концов говорят о нем: «он стал таким, как мы». Яму, утвердившегося в царстве мертвых, сопровождают два четырехглазых пса, которые рыщут в мире людей, выискивая для него добычу.
В эпической мифологии образ Ямы конкретизируется: он восседает на троне в нижнем мире, в своей «резиденции» Ямапуре, и когда к нему приходит очередной смертный, его писец Читрагупта сообщает ему обо всех делах, совершенных умершим на земле. После этого Яма определяет, куда направить новоприбывшего – в блаженные обители предков или в один из адов (число которых варьирует от 3 до 21) либо вновь на землю для дальнейшего перевоплощения согласно закону кармы. В качестве судьи людей Яма идентифицируется как Дхарма – персонификация дхармического закона; другие его «ипостаси» – Мритью («Смерть»), Антака («Тот, кто кладет конец»), Кала («Время»). Изображается Яма одетым в красную одежду, его ездовым животным (вахана) считается черный буйвол, оружием – дубинка и петля, посредством которой он извлекает душу из умершего. В пуранах предлагаются различные фантазии на тему его семейных связей (он – сын Вивасвата и Саранью, брат Ями и прародителя людей Ману) и установления в должности царя мертвых – согласно одной из них, таковым он стал вследствие проклятия своей мачехи, уступив царство живых людей своему брату Ману.
Ригведа. Избранные гимны. М., 1972
Невелева С.Л. Мифология древнеиндийского эпоса. М., 1975
Гринцер П.А. Яма. – В кн.: Мифы народов мира. Энциклопедия, т. 2. М., 1991
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»