ТИХОН, СВ.
ТИХОН, СВ. (в миру Василий Иванович Белавин) (1865–1925), патриарх Московский и всея Руси, церковный деятель, возглавивший русское православие в один из самых критических периодов его истории.
Родился 19 (31) января 1865, в деревне Клин недалеко от Торопца, в семье священника. В 1888 закончил Петербургскую духовную академию, в 1891 принял постриг с именем св. Тихона Задонского. Епископ Люблинский с 1897, с 1898 – на Алеутско-Американской кафедре в Сан-Франциско; ведя активную миссионерскую деятельность, заложил ряд новых храмов на Аляске, в Канаде и США. Возведенный в сан архиепископа в 1905, в 1907–1913 – архиепископ Ярославский и Ростовский. С 1917 митрополит Московский, 5 (18) ноября того же года на Поместном соборе 1917–1918 был возведен на восстановленный после двух веков т.н. синодального периода патриарший престол.
В годы (по его собственным словам) «гибельной смуты» занял позицию осуждения развернувшихся гонений на церковь. В 1918–1921 в проповедях и посланиях предавал анафеме тех, кто осуществлял «красный террор» в отношении священников и мирян, протестовал по поводу разграбления церковного имущества и систематического глумления над святынями, не раз безуспешно обращаясь с увещаниями к властям. При этом призывал священнослужителей воздерживаться от выступлений в пользу Белого движения (и лично отказался от такого рода духовной поддержки), дабы избежать политизации церкви и спасти ее от новых расправ. Давал решительный отпор попыткам раскола, в первую очередь со стороны приверженцев обновленчества.
Был привлечен к суду в качестве обвиняемого, когда в 1922 декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей (под предлогом «помощи голодающим в Поволжье») повлек за собой еще более разнузданный, по сути тотальный грабеж храмов, сопровождаемый новыми волнами насилия (еще до декрета обратившись к приходам с призывом жертвовать на нужды голодающих, Тихон в особом послании назвал декрет «актом святотатства», поскольку изъятию подлежали и «священные предметы», использование которых не по назначению не разрешалось канонами). Патриарха поместили под домашний арест сперва в Троицком подворье, а позже в Донском монастыре, в 1923 месяц продержав в тюрьме на Лубянке. Дабы вернуться к патриаршему служению, Тихон пошел на компромисс, признав свои действия «антисоветскими» и подписав формальное раскаяние. Освобожденный из-под ареста, продолжал вести упорную борьбу с раскольниками, а также всеми силами, идя на вынужденные политические уступки, стремился сохранить преемственность и единство церковной жизни. Находясь под домашним арестом в московском Донском монастыре, скончался 7 апреля 1925 и был погребен в Старом соборе монастыря при огромном стечении верующих.
Лояльное к советской власти «предсмертное завещание Тихона», опубликованное в газете «Известия» через неделю после его кончины, возможно, не является целиком подлинным, но не оставляет сомнений в том, что патриарх был готов на крайне нелегкое для него сотрудничество с воинствующе-атеистическим государством ради выживания церкви.
Авторитет Тихона среди православной общественности (в том числе зарубежной) служил опорой церкви в тяжелейшие революционные годы. Причислен к лику святых в 1989. В 1992 были открыты его мощи, специально запрятанные глубоко под фундаментом собора. Церковь отмечает память его 25 марта (7 апреля).
См. также ОБНОВЛЕНЧЕСТВО; РУССКИЕ СВЯТЫЕ.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Из обращения Святейшего Патриарха Тихона к Совету народных комиссаров
13 октября 1918 г.
Все взявшие меч мечом погибнут
(Матф. 26:52)
Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего отечества, называющие себя «народными комиссарами». Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды.
Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания?
По истине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7, 9, 10). Народу, изнуренному кровопролитной войной, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций». От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша родина завоевана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото. <...>
Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли их в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции. <...>
Но мало вам, что вы обагрили руки русского народа его братской кровью, прикрываясь различными названиями контрибуций, реквизиций и национализаций, вы толкнули его на самый открытый и беззастенчивый грабеж. По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, мебель, одежду. Сначала под именем «буржуев» грабили людей состоятельных, потом, под именем «кулаков», стали уже грабить и более зажиточных и трудолюбивых крестьян, умножая таким образом нищих, хота вы не можете не сознавать, что с разорением великого множества отдельных граждан уничтожается народное богатство и разоряется сама страна.
Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть и заглушили в нем сознание греха, но какими бы названиями ни прикрывались злодеяния, – убийство, насилие, грабеж всегда останутся тяжкими и вопиющими к небу об отмщении грехами и преступлениями. Вы обещали свободу.
Великое благо – свобода, если она правильно понимается, как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие. Но такой-то свободы вы и не дали: во всяческом потворстве низменным страстям толпы, в безнаказанности убийств и грабежей заключается дарованная вами свобода. Все проявления как истинной гражданской, так и высшей духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно. Это ли свобода, когда никто без особого разрешения не может провезти себе пропитание, нанять квартиру, переехать из города в город? Это ли свобода, когда семьи, а иногда населения целых домов выселяются и имущество выкидывается на улицу, и когда граждане искусственно разделены на разряды, из которых некоторые отданы на голод и на разграбление? Это ли свобода, когда никто не может высказать открыто свое мнение, без опасения попасть под обвинение в контрреволюции?
Где свобода слова и печати, где свобода церковной проповеди? Уже заплатили своею кровью мученичества многие смелые церковные проповедники, голос общественного и государственного обсуждения и обличения заглушен, печать, кроме узко-большевистской, задушена совершенно. Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры...
Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси… М., 1994
Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 1997
Следственное дело патриарха Тихона. М., 2000
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»