СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ, совокупность мифологических представлений древних скандинавов во второй половине II тыс. до н.э. – I тыс. н.э. Является ветвью древнегерманской мифологии. Основные источники – Старшая Эдда и Младшая Эдда (см. также ЭДДЫ).
О скандинавской мифологии раннего периода известно очень мало. Очевидно, она была связана с культами плодородия и культом мертвых; уже во второй половине II тыс. до н.э. скандинавы поклонялись божествам плодородия и богу, держащему в руках топор. Позже объектами почитания стали бог-громовержец Тор, бог плодородия и солнца Фрейр, бог ветра и бури Ньерд и бог мертвых и болезней Один. Систематизация древнескандинавских мифологических представлений произошла только в конце I тыс. н.э., в эпоху викингов. К этому времени усложнились представления о структуре вселенной, ее происхождении и грядущей судьбе, установилась иерархия между богами, усилилась теомонархическая тенденция, особое значение приобрели мифы, связанные с Одином и военно-небесной тематикой.
Боги, демоны, духи.
Скандинавский пантеон состоит из двух категорий богов – асов (основная группа) и ванов (небольшая группа богов плодородия). Его возглавляет Один (др.-герм. Водан), который в мифологии I тыс. н.э. превратился в бога войны и неба, оттеснив на второй план двух других богов-асов с похожими функциями – Тора и Тюра. Один – бог военной магии (мудрости и пророчества) и военного раздора, покровитель героев и владыка «военного рая» (Вальхалла), тогда как Тор (др.-герм. Донар) – бог грома, защитник богов и людей от хтонических чудовищ, а Тюр (др.-герм. Тиу) – богом-хранитель воинских правил, покровитель поединков и военных собраний. Кроме них, в число асов входят бог скальдической поэзии Браги, страж богов и мирового древа Хеймдалль, бог стрельбы из лука и лыжного бега Улль (он же покровитель воинов, сражающихся в одиночку), бог правосудия Форсети, бог луны Мани, богиня брака, любви, семейного очага и деторождения Фригг (Мать-Земля и супруга Одина), богиня солнца Соль, богиня плодородия и бессмертия Идунн (супруга Браги), покровительница умерших девушек Гевьон, а также боги, не обладающие специализированными функциями, – спутник Одина Хенир, антипод Одина зловредный плут Локи, светлый бог Бальдр, его убийца слепец Хед и группа младших богов (Вали, Видар, Моди, Магни и др.). Среди ванов самые значительные – Ньерд (др.-герм. Нертус), бог моря, ветра, мореплавания, рыболовства и плодородия, и его дети – Фрейр (др.-герм. Фро), бог растительности, урожая, богатства и мира, и Фрейя, богиня плодородия, любви и красоты; все они обладают пророческим даром и сакральным миролюбием. Небесная семья представляет собой подобие патриархальной родовой общины; важную роль в ней играют собрания ее членов и ритуальные пиры.
Помимо асов и ванов, мифологический мир древних скандинавов населен различными демоническими существами и духами. Это противостоящие богам хтонические чудовища (волк Фенрир, змей Ермунгард, хозяйка царства мертвых Хель, пес Гарм) и етуны (великаны), а также цверги (карлики-кузнецы, живущие под землей или в камнях), альвы (низшие природные духи), норны (женские духи, определяющие судьбу всех людей при рождении), валькирии (воинственные женские духи, служительницы Одина) и эйнхерии (мертвые герои, обитающие в Вальхалле). См. также ВАЛЬКИРИИ.
Модель мира.
Согласно скандинавским мифологическим представлениям, основой вселенной является мировое древо – ясень Иггдрасиль («конь Игга», т.е. «конь Одина»), ветви которого простираются над всеми мирами; на вершине его сидит орел, в середине четыре оленя щиплют его листву, дракон Нидхегг и змеи грызут его корни, по стволу носится белка Рататоск. Иггдрасиль соединяет верх (небо), середину (земля) и низ (подземный мир). На небе, которое по углам поддерживают четыре цверга с именами сторон света (Аустри, Вестри, Нордри, Судри), находятся крепость богов-асов Асгард и жилище эйнхериев Вальхалла, в подземном мире – царство мертвых Хель и разнообразные водные источники. В центре округлой земли располагается обиталище людей («срединный замок» Мидгард), на ее пустынных, каменистых и холодных окраинах (по другой версии, на востоке) – страна великанов (Утгард, или Етунхейм). Землю омывает Океан, в глубинах которого пребывает чудовищный змей Ермунганд.
Загробный мир.
В ранний период считалось, что все люди и смертные боги (Бальдр) после кончины уходят в Хель, находящийся под одним из корней Иггдрасиля; его сторожит чудовищный пес Гарм; чтобы попасть в него, нужно преодолеть мост через реку Гьелль («ужасная»), охраняемый девой Модгуд. Владычица загробного мира обитает во дворце, носящем имя «Мокрая морось». Прибывшие в Хель обречены на медленное мучительное исчезновение; они либо голодают, либо едят и пьют нечистоты; их тела терзают орел, дракон и волк. В эпоху викингов родилось представление о втором царстве мертвых, во всем противоположном Хель, – небесной Вальхалле, куда после гибели в бою валькирии переносят доблестных воинов, минуя реку Тунд и врата Вальгринд. В огромном чертоге Вальхаллы пятьсот сорок дверей; стропила ее сделаны из копий, крыша – из шлемов и щитов, скамьи покрыты кольчугами. От восхода до захода солнца эйнхерии под началом Одина сражаются, как и на земле, а после битвы участвуют в пире воскрешения, вкушая неиссякаемое медовое молоко от козы Хейдрун и мясо постоянно оживающего вепря Сэхримнира; и этот цикл возрождения и смерти бесконечен.
В скандинавской мифологии особое значение имеет тема возникновения мира (космогония) и его грядущей гибели (эсхатология).
Космогония.
Первоначально существовала лишь бездна, пустое неорганизованное пространство – Гинунгагап. Затем на севере образовался Нифльхейм («темный мир»), страна тумана и холода, а на юге – Муспелльсхейм («огненный мир»), страна жары и света. В Нифльхейме бил родник Хвергельмир («кипящий котел»), из которого вытекали двенадцать подземных рек (Эливагар); чем дальше они отдалялись от своего истока, тем больше покрывались льдом; от него образовался ядовитый иней, заполнивший всю северную часть Гинунгагапа. Под воздействием теплого воздуха из Муспелльсхейма иней стал таять и превратился в инеистого великана (хримтурса) – гермофродита Имира, первое человекообразное существо; из подмышек Имира и от трения его ног родились другие хримтурсы. Из растаявшего инея возникла также корова Аудумла, выкормившая Имира своим молоком. Она лизала соленые ледяные глыбы; в первый день из них появились волосы, на второй – голова, на третий – тело Бури, предка богов. Бури произвел на свет великана Бора, от которого родились три первых бога-аса Один, Вили и Ве. Они убили Имира, в потоках крови которого погибли все хримтурсы, кроме его внука Бергельмира. Из тела Имира асы сотворили мир: из плоти – землю, из крови – море, из костей – горы, из зубов – камни, из черепа – небо, из волос – деревья, из мозга – облака. Из земли, словно черви, выползли цверги. Залетевшие из Муспелльсхейма искры огня асы поместили на небесную твердь в качестве солнца, луны и звезд; они повелели богине Соль править колесницей солнца, а ее брату Мани – колесницей луны. На морском берегу Один вместе с Вили и Ве (по другой версии, с Лодуром и Хениром) нашли два дерева и сделали из них людей: Один вдохнул в них жизнь и душу, Вили одарил их разумом и движением, Ве же наделил их человеческим обликом, речью, слухом и зрением (по другой версии, разум дал Хенир, а облик и кровь – Лодур). Так появились первый мужчина Аск («ясень») и первая женщина Эмбля («ива»). Для них асы огородили середину землю, выстроив из ресниц Имира стены Мидгарда, новому поколению великанов (етунам) отвели окраины, а для себя возвели на небе Асгард, соединив его с землей радужным мостом Биврест.
Эсхатология.
Вслед за сотворением мира и после того как асы обуздали хтонических чудовищ (Фенрира, Хель), воцаряется золотой век; боги и люди наслаждаются покоем и благополучием. Конец ему кладет война асов и ванов – первая война в мире, которая завершается включением ванов в небесную общину асов. Те века наполнены беспрестанной борьбой богов и великанов за обладание чудесными атрибутами (молот Тора, копье и кольцо Одина, ожерелье Фрейи и пр.) и священными элексирами (мед поэзии и пр.), изготовленными цвергами.
Этому миру, однако, суждено погибнуть. После убийства юного бога Бальдра наступят «сумерки богов». Вселенная погрузится в хаос, на земле будут ниспровергнуты законы и моральные нормы, умножатся распри; один волк проглотит солнце, а другой – луну; кровью будет залито все небо; настанет трехлетняя стужа (Фимбульветр); на свободу вырвутся хтонические чудовища (Фенрир, Гарм и др.); змей Ермунганд выползет на берег, и море хлынет на сушу; из Хель приплывет Нагльфар, корабль мертвецов; явятся полчища «сыновей Муспелля» (огненных духов). В последней битве (Рагнарек) боги, великаны и чудовища взаимно уничтожат друг друга; огненный великан Сурт испепелит мир своим огненным мечом; в пожаре и наводнении погибнут почти все люди. Однако вселенная возродится: возникнут новое небо, новая земля и новый Хель; выживут и заселят восстановленный Асгард младшие боги (Видар, Вали, Магни, Моди, воскресший Бальдр); останутся в живых и два человека – мужчина Ливтрасир и женщина Лив, которые дадут начало новому человечеству.
Скандинавская мифология оказала большое влияние на скандинавскую, особенно норвежскую и исландскую, литературу – героическую поэзию (песни Старшей Эдды), сагическую прозу (первый раздел Младшей Эдды, Сага о Тидреке, Сага о Вельсунгах, Круг Земной), средневековые народные баллады; она стала богатейшим источником образности для скандинавских писателей-романтиков 19 в.
Иван Кривушин
Мелетинский Е. М. «Эдда» и ранние формы эпоса. М., 1968
Младшая Эдда. Л., 1970
Беовульф. Старшая Эдда. Песня о нибелунгах. М., 1975
Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1978
Корни Иггдрасиля: Эдда. Скальды. Саги. М., 1997
Гуревич А. Я. Избранные труды, т. 1–2. М., СПб, 1999
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»