СИНЬ
СИНЬ. Благонадежность» («доверие», «вера», «истинность», «верить», «доверять»). Понятие китайской философии, главным образом конфуцианской этики. В Го юй (5–3 вв. до н.э.) синь – одна из составляющих «[ритуальной] благопристойности» (ли2) вместе с «верностью» (чжун2), «гуманностью» (жэнь2), «должной справедливостью» (и1), «хранилище» этих качеств. В Лунь юе (5 в. до н.э.) «любовь верхов к благонадежности» объявлена условием отсутствия тех, кто бы «осмелился не проявить чувство привязанности». Там же синь фигурирует как один из принципов, основываясь на которых, «учил» Конфуций, наряду с «культурой» (вэнь), «действиями» (син3, см. ЧЖИ – СИН) и «верностью»; предпосылками «благонадежности» являются «[почтительная] осторожность (цзин4) в делах» и «осмотрительность» (цзинь). Если в Лунь юе синь трактуется главным образом как атрибут вышестоящих – правителей и «благородных мужей» (цзюнь цзы), то в Мэн-цзы (4–3 вв. до н.э.) «благонадежным» предлагается считать всякого, кто «способен чувствовать добро (шань)». Во 2 в. до н.э. Дун Чжушу связал конфуцианские этические категории с классификационной схемой «пяти элементов» (у син1), включив синь в число «пяти постоянств (у чан) – моральных основ, посредством которых правитель «исправляет пороки» подданных «гуманность», «должная справедливость», «[ритуальная] благопристойность», «знание» (чжи2, см. ЧЖИ – СИН, в данном случае – синоним «разумности», чжи1), «благонадежность». В Цзо чжуани (4–2 вв. до н.э.) С. определяется прежде всего как атрибут отношений между равными – друзьями. Начиная с Чжун юна (4–2 вв. до н.э.) коррелятом «благонадежности синь в конфуцианстве становится «искренность» (чэн1). Эта связь отчетливо проявляется в сочинениях основоположников неоконфуцианства Чэн И и Чэн Хао (11 в.) переместивших фокус внимания в коррелятивной цепи «искренность» – «благонадежность» на последнее звено, обладающее большей конкретностью и практической иллюстративностью. Ван Янмин (конец 15 – начало 16 в.) акцентировал субъективный аспект синь как «доверия», характеризующего отношение «совершенного мужа» (цзюнь цзы) к своему «благосмыслию» (лян чжи) – познавательной способности и высшему нравственному принципу.
В неконфуцианских течениях древнекитайской философии понятие «синь» применялось в разных значениях. Например, у моистов (см. МОИЗМ) синь выступает как гносеологическая категория – «истинность», соответствие высказывания той мысли, которую оно должно выразить. В протодаосских пассажах Гуань-цзы (4–3 вв. до н.э.) синь означает «неизменность благодатного предопределения (мин1)», т.е. относится к сфере взаимоотношений человека с высшими силами. В Хань Фэй-цзы (3 в. до н.э.) представлена легистская трактовка «благонадежности»-синь. как отношения народа к правителю: оно обусловлено правильным балансом наград и наказаний, слабостью народа и «мощью» государя и государства.
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983
Мартынов А.С. «Искренность» мудреца, благородного мужа и императора. – В кн.: Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984
Ответь на вопросы викторины «Философия»