ШПЕНЕР, ФИЛИПП ЯКОБ
ШПЕНЕР, ФИЛИПП ЯКОБ (Spener, Philipp Jakob) (1635–1705), немецкий евангелический теолог, основатель пиетизма, специалист по генеалогии и основатель теоретической геральдики.
Родился 23 января 1635 в Раппольтсвайлере (Рибовилль, Верхний Эльзас) в семье юриста. Получил домашнее образование под руководством крестной, графини Агаты фон Раппольтштайн, последовательницы Иоганна Арндта (1555–1621). В 1651–1659 изучал философию и теологию (с 1654) в Страсбургском университете, получив в 1653 степень магистра философии. В университете изучал теологию Лютера и ортодоксальную лютеранскую догматику у известного теолога Иоганна Конрада Даннхауэра. Помимо университетских занятий теологией Шпенер изучал историю, а после окончания университета – древнееврейский язык и Ветхий Завет. В 1663 стал помощником проповедника в Страсбургском соборе.
После защиты докторской диссертации по теологии (1664) переезжает во Франкфурт-на-Майне (1666), где становится старшиной (Senior) приходских пасторов города. Во Франкфурте Шпенер организовал занятия по изучению катехизиса, а с 1670 проводил в своем доме т.н. collegia pietatis («школы благочестия», отсюда название движения «пиетизм»), собрания для чтения Библии, проповеди, поощрения благочестия и пробуждения живой деятельной веры, чуждой ортодоксального формализма. Собрания были открыты для всех, причем с 1674 студенты перестали составлять большинство участников. В 1679 во Франкфурте был основан дом для бедняков и сирот.
В 1686 Шпенер принимает приглашение стать придворным проповедником при саксонском дворе в Дрездене, но разногласия с курфюрстом вынуждают его перебраться в 1691 в Берлин, где он занимает должность пропста (старшего пастора) в церкви св. Николая.
Умер Шпенер в Берлине 5 февраля 1705.
Неудовлетворенность состоянием лютеранской церкви своего времени побудила Шпенера выступить с критикой церкви и программой реформирования церковной жизни – этому посвящено главное сочинение Шпенера Pia desideria [Жертва угодная], или Сердечное устремление к богоугодному улучшению истинной Евангельской церкви, купно с некоторыми на это простодушно нацеленными христианскими предложениями (Pia Desideria: oder hertzliches Verlangen nach gottgefälliger Besserung der wahren Ev. Kirche, sampt einigen dahin einfältig abzweckenden christlichen Vorschlägen, 1675), опубликованном во Франкфурте. Для исцеления церкви он предлагал обновить ее на основе живой и деятельной веры, в постоянном обращении к Священному Писанию, в общении с благочестивыми верующими.
Эсхатология Шпенера, идущая вразрез с ортодоксальным лютеранским вероучением, была изложена в книге Упование лучших времен (Hoffnung besserer Zeiten, 1692): в эти «лучшие времена» после обращения евреев и гибели папства будут преодолены религиозные расколы и все верующие восславят Бога едиными устами.
Шпенер оказал сильное влияние на многие поколения евангелических церковных деятелей и богословов, в т.ч. на А.Г.Франке, Н. фон Цинцендорфа (который был крестником Шпенера) и др.
См. также ФРАНКЕ, АВГУСТ ГЕРМАН; ЦИНЦЕНДОРФ, НИКОЛАЙ ЛЮДВИГ ФОН.
Ответь на вопросы викторины «Философия»