СЕРГИЙ
СЕРГИЙ (в миру Иван Николаевич Страгородский) (1867–1944), патриарх Московский и всея Руси, церковный деятель, которому суждено было осуществлять руководство Московским патриархатом после смерти первосвятителя Тихона; правление Сергия ознаменовало окончательный переход священноначалия Русской православной церкви (РПЦ) к политике подчинения советской власти.
Родился в Арзамасе 11 (23) января 1867 в семье потомственного священника. В 1886 поступил в Петербургскую духовную академию, где принял монашеский постриг на последнем курсе (1890). Затем служил в православной миссии в Японии, был доцентом Петербургской и инспектором Московской духовных академий, настоятелем русской посольской церкви в Афинах. Большие споры среди богословов вызвала его магистерская диссертация, защищенная в 1895 (Православное учение о спасении); согласно этой работе, спасение – не награда за благочестивые заслуги, но результат действия божественной воли, радикально изменяющей природу человека совокупно с волевыми усилиями последнего.
Ректор духовной академии в Петербурге (с 1901). Епископ Ямбургский с того же года, председательствовал на петербургских Религиозно-философских собраниях (1901–1903), призванных помочь диалогу интеллигенции и духовенства. С 1905 – на Финляндской и Выборгской епископской кафедре. Включенный в 1911 в руководство Св. Синода, после отречения императора Николая II возглавил Синод нового состава и Предсоборный совет.
На Поместном соборе 1917 был возведен в сан митрополита. Не раз подвергался арестам в годы Гражданской войны. В 1922 присоединился к расколу обновленчества, однако уже в следующем году покаялся в этом перед патриархом Тихоном. После кончины Тихона возглавил в конце 1925 РПЦ в качестве временного заместителя патриаршего местоблюстителя (поскольку все местоблюстители, назначенные Тихоном, находились к тому времени под арестом и в ссылке). Через год был арестован и сам Сергий – новая власть делала все возможное, чтобы раздробить иерархию РПЦ путем репрессий и провокаций. Освобожденный весной 1927, он образовал временный Синод и вместе с ним опубликовал 29 июля в газете «Известия» Декларацию, где призвал всех православных быть законопослушными «гражданами Советского Союза» и, «оставив свои политические симпатии дома, приносить в Церковь только веру». Верноподданническая Декларация крайне смутила верующих внутри и вне страны, ведь сама советская власть отнюдь не шла навстречу церкви, репрессии разворачивались с еще большей силой. Однако Московская патриархия до сих пор решительно отказывается отмежеваться от этого заявления (к чему особенно призывает Русская православная церковь за границей, трактующая «сергианство» как своего рода ересь конформизма), – отказывается, считая, что Сергий предпринял единственно возможный в его ситуации шаг, тем самым духовно обезоружив обновленчество и не дав окончательно разгромить церковь.
В 1936 патриархия (ввиду распространившихся слухов о кончине сосланного в Сибирь главного местоблюстителя, митрополита Петра Коломенского) издала акт о переходе соответствующих полномочий к Сергию. Но в этот период последний был лишен возможности управлять сколько-нибудь реально – число приходов к концу 1930-х годов сократилось до минимума, а на кафедрах осталось всего три архиерея. Сдвиг наметился лишь во время войны, когда Сталин, решив в политико-пропагандистских целях заручиться поддержкой церкви, принял в 1943 Сергия и других иерархов, благосклонно выслушав их просьбы (о возобновлении религиозных образования и печати, открытии новых приходов и т.д.). Архиерейский собор избрал Сергия патриархом (1943), но вскоре первосвятитель скончался в Москве (14 мая 1944).
См. также ОБНОВЛЕНЧЕСТВО; ПОМЕСТНЫЙ СОБОР 1917–1918.
Сергий (Страгородский), архиепископ. Слова и речи. 1901–1903. СПб, 1905
Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947
Регельсон Л. Трагедия русской церкви. М., 1996
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»