ПРОРОКИ
ПРОРОКИ (араб. наби, мн.ч.– анбийа'). Ислам утверждает, что бог последовательно посылал на землю пророков, которые должны были проповедовать людям единобожие. Проповедь каждого из них была адресована конкретному народу или племени. Например, пророк Худ был послан проповедовать единобожие племени а'д, а Салих – племени самуд (Коран, VII: 63–64 и 71–72).
Среди пророков существует своеобразная иерархия. Пророки высшего ранга назывались расул (русул – мн ч.), простые пророки – наби (анбийа), они должны были помогать посланникам в их миссии. После них почитались имамы и «святые» (аулийа') (см. АТ-ТИРМИЗИ).
Одни были общерегиональными и фигурировали во всех трех религиях – иудаизме, христианстве и исламе, другие были присущи только для ислама. Так, в исламе признаны в качестве пророков библейские персонажи: Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), 'Иса аль-Масих (Иисус Христос). Некоторые пророки – Лут (Лот), Айуб (Иов), Харун (Аарон), Да'уд (Давид), Сулайман (Соломон), 'Илйас (Илийа), Исхак (Исаак), Йа'куб (Иаков), Йунус (Иона) – являются персонажами Ветхого завета. Захарийа (Захария), Йахйа аль-Ма'данийа (Иоанн Креститель), 'Иса – персонажи Нового завета. В исламе фигурируют также Шу'айб, Худ, Салих. Последние были посланы богом в Аравию до Мухаммада.
Пророки стоят выше ангелов, они обладают даром творить чудеса. Повествование Корана о Мусе, Лоте, Нухе и других пророках почти идентично ветхозаветным преданиям.
Практически каждое сказание о древних пророках – рассказ о том, как бог предупреждал людей о грозящей катастрофе, которая случится с ними из-за неверия, грехов, неправедного образа жизни. Однако люди не вняли увещеваниям пророков, исказили смысл посланий, в результате чего, например, случился потоп, о котором в Коране подробно рассказывается несколько раз. В частности, история Нуха является композиционным элементом цикла рассказов о катастрофах, которые были посланы Аллахом как наказание (потоп, землетрясение, ураган). Внутри Корана эти сюжеты подчинены одной идее – предупредить людей о грозящей катастрофе, если они забудут заветы бога. Вариантность истории Нуха свидетельствует о том, что Мухаммад возвращался к этому сюжету неоднократно. Характерно, что в рассказах о Нухе содержится много намеков, которые можно рассматривать как попытку сравнить этот сюжет с мекканским периодом жизни Мухаммада, когда его соотечественники отвергали пророка. Вероятно, использование сюжета о Нухе было призвано предостеречь мекканцев о неминуемом наказании за отказ внять проповеди единобожия.
В рассказах о Нухе есть и конкретные элементы аравийской действительности. Например, ковчег опустился на гору аль-Джуди. Кроме того, в суре 71 перечислены имена божеств, от которых народ Нуха не хотел отказываться. Речь идет о божествах, которым поклонялись в разных частях Аравии, – общеаравийский Вадд, химйаритский Наср, южноаравийские Йагус и Йа'ук, центральноаравийский Сува'. Это свидетельствует о том, что история Нуха была известная в Аравии еще до ислама.
Пророк Худ, согласно Корану, был выбран Аллахом для проповеди его собственному народу – адитам. В Аравии, благодаря творчеству доисламских поэтов, было известно, что адиты были могущественным племенем, но тем не менее, в результате природных катаклизмов (вероятно, многолетней засухи), они погибли. В Коране говорится о том, что Аллах, устами Худа пытался предупредить адитов о грозящей катастрофе. Он обратился к своим соплеменникам с проповедью, призывая их отказаться от прежних богов и поклоняться Аллаху. Однако знать не вняла его увещеваниям, считая его простым человеком, но не пророком. И тогда Аллах послал адитам наказание в «день злосчастия длительного» (Коран, 54:19), когда «постигло их то, над чем они издевались» (46:26/25). В результате урагана, который бушевал семь дней и восемь ночей, в живых остался только Худ и уверовавшие. Характерно, что история Худа (так же как история Нуха) повторяется в Коране неоднократно, причем обоим сюжетам предшествует один зачин: «Мы отправили уже Нуха к его народу…и к адитам – брата их Худа» (7:65/63 и 11:50/52).
Ряд сказаний о пророках, фигурирующих в Новом завете (например, об 'Исе (Иисусе)), отличаются от христианской традиции. В Коране есть три рассказа об Исе и многочисленные упоминания о нем. Для Мухаммада Иса был не только пророком, но и предшественником. Устами Исы сказано: «Я – посланник Аллаха к вам …и благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому Ахмад» (61:6). Имена Мухаммад, Махмуд и др. – разные формы от прилагательного «славный» (хамид). «Ахмад» – означает превосходную степень (всеславный). С Исой, в отличие от Нуха, Худа и других пророков, не связана идея о грядущей катастрофе, но он возвещает о Судном дне. Но ислам не воспринял евангельскую версию о распятии 'Исы на кресте, его вознесении на небо и последующем воскресении. Некоторые исследователи считают, что отсутствие в Коране информации о распятии связано с тем, что в аравийской среде существовало несколько версий относительно гибели и воскресении Христа, с которыми Мухаммад мог быть знаком.
Отличные от библейской традиции черты имеет и пророк Сулайман.
Характерно, что в рассказах о некоторых библейских пророках, принятых в исламе, не упоминается их роль в истории евреев, что, по мнению исследователей, объясняется изменением отношения Мухаммада к аравийским иудеям после переселения в Медину.
Мусульманское предание дополнительно ввело в круг пророков не связанных с Библией лиц, которые также не упомянуты в Коране. К таковым относится Хидр, покровитель путников, приносящий счастье и богатство. Вероятно, речь идет об образах из древних преданий (например, легенде о Гильгамеше и др.), которые были популярны среди арабских племен. Зу-ль-Кифль, Хидр – позднее были адаптированы исламом и их стали отождествлять с Энохом и Хидр-'Ильясом. К пророкам был также причислен Александр Македонский – Искандер Зу-ль-карнейн (то есть «Александр двурогий», прозванный так из-за повязки с двумя рогами, которая на Ближнем Востоке считалась атрибутом власти), а также христианский святой Георгий-победоносец (по-арабски Джурджис), популярный на Ближнем Востоке.
Одним из наиболее часто упоминаемых пророков является Ибрахим, библейский Авраам. Он назван пророком, мусульманином, ханифом (благочестивый человек, отказавшийся поклоняться идолам), «другом Аллаха». Аллах поручил Ибрахиму заботу об аль-Каабе, древнем святилище Мекки. Он приказал Ибрахиму и его сыну Исмаилу очистить храм, утвердил ритуал поклонения. В память об этом около Каабы обозначен участок земли (макам Ибрахим), где стоял Ибрахим, выполняя поручение Аллаха. По его просьбе Бог облагодетельствовал Мекку и ее жителей, утвердив паломничество к Каабе и, вняв молитвам Ибрахима, обещал, что именно здесь появиться его посланник, призванный воскресить истинную веру (2:125/119 – 129/123). Обращает на себя внимание иное (нежели в Библии) толкование сюжета о жертвоприношении. Если в Библии Авраам по приказу Господа готов принести в жертву своего сына (от Сары) Исаака, то в Коране речь идет об Исмаиле (хотя его имя не упомянуто), первом ребенке Ибрахима от его служанки Агари. И далее Исмаилу уделяется особое внимание, как помощнику Ибрахима, в восстановлении Каабы. Очевидно, что тенденциозность коранической версии объясняется разрывом Мухаммада с иудеями, имевшим место в мединский период (622-632) жизни пророка. То обстоятельство, что под «кротким юношей» подозревался Исмаил, по библейской традиции предок арабов, о стремлении Мухаммада создать стройную религиозную систему на базе традиционных аравийских воззрений. Введение Ибрахима в круг центральных персонажей Корана поставило ислам в один ряд с иудаизмом и христианством, древнейшими религиями Ближнего Востока. А придание ему черт специфического аравийского божества облегчало восприятие проповеди Мухаммада и ислама в целом.
Среди женских персонажей к исламским пророкам относятся Марйам (дева Мария), мать Иисуса, Хадиджа (первая жена Мухаммада), Фатима (дочь пророка и супруга Али), и дочь фараона, которая спасла Моисея. Их в исламе называют «Четыре чистые женщины» и почитают особо.
В послекоранический период сказания о пророках получили широкое распространение. Возник новый раздел в мусульманской литературе – сказания о пророках (кисас аль-анбийа'). Согласно этим сказаниям, уже древние пророки исповедовали единобожие и предвидели появление Мухаммада. Этих пророков было более ста тысяч, но из них только 28 названы в Коране. Многие из них получили почетные эпитеты. Например, Ибрахим (библ. Авраам) – халил Алла («друг Аллаха»), 'Иса – Рух Алла («дух Аллаха»), Мухаммад – Расул Алла («посланник Аллаха»). Нух, Ибрахим, Да'уд, Йа'куб Йусуф, Аййуб, Мусса, 'Иса, Мухаммад выделяются особо, их называют улу-ль-'азм, т. е. «стойкие». Некоторые из пророков были удостоены передать людям послания (сахифа): Мусе была передана – ат-Таура (Тора), 'Иса – Инджиль (Евангелие), а Мухаммаду – Коран.
Сравнительное изучение Корана позволило сделать вывод о том, что сведения о ветхозаветных пророках опираются на более старые тексты, чем Библия. Вероятно это Талмуд и Мидраш. Но коранические сказания отличаются от иудейского предания, например, рассказ об Аврааме и жертвоприношении. Упоминание об Иисусе Христе опирается на апокрифические евангелия.
Проблема пророчества стала одной из центральных в мусульманской догматике и богословии. Различались пророки, получившие откровения в виде прямой информации или через неясные собственные прорицания и сновидения, и посланники (расул), которым послание приносили ангелы. И те, и другие хотя и были простыми людьми, но они были избранными, их даже считали достойнее ангелов. Их можно было распознать по специальным признакам: получение откровения в трансе, проповедь смирения и воздержания, авторитет среди людей и хорошее происхождение, а также умение творить чудеса. Последнее было принято не везде и явно несет на себе следы влияния христианства. Чудеса даруются Аллахом, и их надо отличать от фокусов волшебников и факиров.
Обсуждался также вопрос о непогрешимости пророков. В качестве идеала признан Мухаммад, который не погрешил даже тогда, когда еще не был избран Аллахом.
Сам Мухаммад считал себя продолжателем дела прежних посланников (Авраама, Моисея, Иисуса). Иногда Мухаммада называют «печатью пророков», но этот термин исламоведы толкуют по-разному. Одни говорят, что речь идет о том, что Мухаммад стал последним в череде пророков, и, следовательно, совершенным. Другие чья деятельность вызывала недоверие. Автор «Истории пророков» рассматривают это выражение как «истинный», и связывают этот эпитет с тем, что в тот период в Аравии было много «лжепроков», ат-Табари (ум. в 928) указывал, что всего было послано 313 – пророков-посланников и 124 000 их помощников (простых пророков).
В шиизме на первое место среди пророков ставится Али и его потомки, а каждый пророк имеет своего «исполнителя духовного завещания» (васи), который поддерживает и продолжает миссию пророка.
Ольга Бибикова
Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII–XV веках. Ленинград, «Издательство ленинградского университета», 1966
Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., Наука, 1991
Резван Е. Коран и его мир. Санкт-Петербург, Петербургское востоковедение, 2001
Thoraval Y . Dictionnaire de civilisation musulmane. Paris, «Larоusse», 2001
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»