НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ
НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ, в узком смысле, принятая на I Никейском соборе (325) формула вероисповедания, в которой провозглашалась божественность Сына, названного «единосущным (греч. homoousios, лат. consubstantialis) Отцу», а после краткого третьего члена формулы («Веруем в Духа Святого») следовало анафематствование арианства. После полувековой борьбы с арианством Никейский символ был принят большей частью церкви, и в местные крещальные формулы были включены его основные определения. К этому символу восходила формула, употреблявшаяся в Константинополе и, вероятно, подтвержденная I Константинопольским собором (381). Именно этот Никео-Константинопольский символ веры, введенный в литургический обиход в Антиохии ок. 480, обычно называют Никейским символом. В нем опущено анафематствование и расширена третья часть, в которой провозглашается божественность Духа Святого и его равенство Отцу и Сыну. Первоначально это был акт монофизитов, подтвердивших тем самым свою верность Никейскому символу без добавлений, но эта практика оказалась приемлемой и для правоверных последователей Халкидонского собора (451) и вскоре стала общеупотребительной на Востоке.
На Западе этот символ впервые был введен в литургию в Толедо в 589, когда готские ариане воссоединились с правоверной церковью. Чтобы подчеркнуть равенство Отца и Сына, к словам об исхождении Св. Духа было добавлено слово filioque (филиокве – «и Сына»). В этой форме Символ вошел в латинскую мессу (в 8 в. в Галлии, а в 11 в. и в самом Риме). Не принятое Восточными православными церквами филиокве стало знаком отличия между Западными и Восточными церквами. Никейский символ употребляют англикане, лютеране и многие другие протестантские церкви.
См. также СИМВОЛ ВЕРЫ, СОБОРЫ ЦЕРКОВНЫЕ.
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»