ИБН БАДЖ
ИБН БАДЖ – Абу Бакр Мухаммад бен Йахйа, известен также как Ибн ас-Саиг (ок. 1082–1138). Арабо-андалузский ученый. Известно также его латинизированное имя – Авемпас или Авенпаце. Родился в 1082 в Сарагосе, в течение 20 лет был советником у Абу Бакра бен Ибрахима – губернатора сначала Гренады, а затем Сарагосы. Перебравшись в Фес (Марокко) Ибн Бадж стал был объявлен атеистом, игнорирующим Коран и догмы ислама. Его недруги из-за его познаний в философии, астрономии, математике, медицине и естественных науках утверждали, что «он – бельмо на глазу религии, несчастье верующих; он презирает слово Божье, зло предпочитает добру; в его мнениях много сумасбродного и безумного».
Абу Бакра Ибн-Баджа называли «первым философом» Андалусии. Ибн-Туфейл (философ 12 в.) говорил, что в его время не было человека с более проницательным умом, более здравым взглядом и более верной точкой зрения.
Ибн Бадж был также известен как автор комментария к трудам Аристотеля и талантливый музыкант. Из его собственных трудов наибольший интерес представляет книга Руководство одинокого (иначе Образ отшельника). В ней он отразил путь суфия, стремящегося путем интеллектуального совершенствования с помощью научных знаний достичь высших ступеней «просветления души». Ключ к системе философских и социально-политических взглядов Ибн Баджа – его учение о человеческой душе.
В этой же книге Ибн Бадж дает набросок идеального государства, создание которого возможно при условии морального и интеллектуального самосовершенствования людей. Утопизм социально-политического проекта Ибн-Баджа очевиден, но это была попытка рассмотреть средневековое общество и предложить ему альтернативу.
Его труды на арабском языке из-за негативного отношения духовенства были большей частью были уничтожены, однако известны их переводы на латинский язык и иврит. В 1138 Ибн Бадж был отравлен своими коллегами – врачами, по другим данным, Ибн Бадж был брошен в тюрьму по обвинению в ереси и казнен в Фесе (Марокко).
Ольга Бибикова
Игнатенко А.А. В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. М., «Мысль», 1989
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»