ХАШИМИТЫ
ХАШИМИТЫ. В противоположность Алидам (также Хашимитам, но по ветви, идущей от Али, двоюродного брата Мухаммада), хашимиты возводят свою линию к их общему прадеду Хашиму. Именно при Аббасидах, соперничавших с Алидами, возникла тенденция, целью которой было обосновать свое родство с Мухаммадом непосредственно через его предков. Аббасиды распространяли легенду о том, что халифат должен непременно вернуться к курайшитам, то есть к потомкам отца Мухаммада. Эта легенда должна была также обосновать правомерность свержения Омейадов, принадлежавших к другой ветви.
Род Хашимитов входил в состав племени Курайш (Корейш) (из группы Мудар), политически и экономически доминировавшему в Мекке в эпоху Мухаммада. Живя непосредственно рядом с древним языческим святилищем Каабой, племя Курайш контролировало паломничество, что гарантировало его верхушке крупные доходы. Участие Мекки во внутриаравийской торговле, контакты с другими областями Ближнего Востока, привело к накоплению значительных богатств. Среди курайшитов были очень богатые роды, занимавшиеся торговлей и ростовщичеством. Вместе с тем, были и бедные семьи, занимавшиеся мелкой торговлей и скотоводством. Таким был род Хашимитов (бану Хашим), к которому принадлежал и Мухаммад. Хашим был прадедом Мухаммада, правнуком Кусая, который некогда утвердился в Мекке, вытеснив из нее племя джурхумитов.
О предках Мухаммада – Абд аль-Мутталибе, его деде, и Абдаллахе, его отце, сохранились почти исключительно легендарные сведения. Отец был небогатым купцом, оставившим своей вдове наследство, состоявшее из пяти верблюдов, нескольких овец и одной рабыни.
После того, как Мухаммад выступил с проповедью единобожия, представители племенной верхушки, боясь потерять доходы от паломничества, организовали заговор против Мухаммада. Узнав об этом, Мухаммад перебрался в Медину (хиджра).
Согласно мусульманской генеалогии, и Мухаммад, и его двоюродный брат Али принадлежат к бану хашим, однако после смерти Мухаммада потомков Али называли «Алидами», а их противники, чтобы обосновать свое право на власть в халифате, называли себя «Хашимитами».
Современные Хашимиты – потомки шерифа, правителя и хранителя священных мест ислама в Мекке. Они правили Меккой с 960 по 1924. Один из них – Хусейн ибн-Али (1856–1931) был шерифом (правителем) Мекки с 1908 по 1916. Затем, опираясь на народное недовольство турецким господством, поднял в 1916 восстание арабов Хиджаза против Турции. Восстание увенчалось успехом. При поддержке Великобритании Хусейн был провозглашен королем Хиджаза, однако аннексия Хиджаза ваххабитом Ибн Саудом положила в 1924 конец этой монархии.
Его сын Фейсал основал в 1921 династию королей в Ираке, просуществовавшую до 1958. В результате переворота, осуществленного армейской верхушкой во главе с бригадным генералом Абд аль-Керимом Касемом, король Фейсал II, а также наследный принц дядя Абдул Иллах были убиты.
Другой сын Хусейна – Абдалла (годы правления 1946–1951) положил начало династии Хашимитов в Иордании. Здесь Хашимиты остаются у власти по сей день. Нынешний король Абдалла пришел к власти после смерти своего отца короля Хусейна Ибн-Талала (1935–1999).
Ольга Бибикова
Васильев А.М. История Саудовской Аравии. М., Наука, 1982
Tharoval Y. Dictionnaire de Civilization musulmane. Paris, Larousse, 2001
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»