ДАСГУПТА, СУРЕНДРАНАТХ
ДАСГУПТА, СУРЕНДРАНАТХ (Surendranath Dasgupta) (1885–1952), историк индийской философии и религиовед. Родился в октябре 1885 в Кустии (Бенгалия). Окончил колледж в Калькутте; в 1910 стал магистром гуманитарных наук по философии; в 1920–1922 в Кембридже изучал философию под руководством Дж.Э.Мак-Таггарта, защитил докторскую диссертацию; в 1924–1931 декан философского факультета в Калькуттском колледже; в 1935–1936, 1939 читал лекции в Италии, Германии, Швейцарии, Франции, Англии и Польше; в1931–1942 директор Санскритского колледжа в Калькутте; с 1945 – профессор санскрита Эдинбургского университета. Умер Дасгупта в Лакнау (Индия) 18 декабря 1952.
Дело жизни Дасгупты – пятитомная История индийской философии, первый том которой вышел в 1922, а последний посмертно в 1955. Дасгупта привлек максимальное количество источников (в том числе рукописных) на санскрите, пали, пракритах и других индийских языках, получая материалы со всей Индии, и включил в свой труд фундаментальные сведения по истории индийских религий и науки. Главные достижения Дасгупты – открытие неизвестных и систематическое описание малоизвестных традиций мысли типа южных шиваитских школ, уточнение общеиндийского философского наследия в текстах медицинской и других научных традиций (прежде всего, особой версии учения санкхьи по Чарака-самхите (раздел IV Шарира-стхана), сопоставляемой им с версией санкхьи по Панчашикхе – Махабхарата, детальное описание дуалистической веданты Мадхвы (двайта-адвайта), «чистого монизма» Валлабхи (шуддхадвайта) и других направлений нешанкаровской веданты.
В Индийском мистицизме (1927) Дасгупта прослеживает мистические слои в ведийских гимнах, Упанишадах, йоге, буддизме и индуистском движении бхакти. Мистика в его трактовке – не только близкое общение адепта с Божеством, но основание религии как таковой. Исторический вектор индийского мистицизма рассматривается в направлении от экстравертной ритуалистической мистики брахманизма к интравертной созерцательной мистике Упанишад; упадок мистицизма Дасгупта связывает с культивированием чувства преклонения перед «избранным божеством» в бхактических движениях, которым принадлежит, однако, заслуга противодействия кастовому менталитету и предрассудкам «классического индуизма».
В посмертно опубликованной книге Религия и рациональное мировоззрение (1954) Дасгупта подвергает критическому анализу наиболее известные концепции религии и ее соотношения с моралью, психологией, наукой и обществом.
См. также БУДДА И БУДДИЗМ; БХАКТИ; ВАЛЛАБХА; ВЕДЫ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; ИНДУИЗМ; МАДХВА; ЧАРАКА-САМХИТА.
Ответь на вопросы викторины «Философия»