ЧАЙТИКА
ЧАЙТИКА (санскр. caittika – «поселившиеся на горе со ступой»), направление традиционного буддизма, образовавшееся около 2 в. до н.э. в результате раскола в махасангхике. По преданиям, расколоучителем был монах Махадэва, который, проникнув в общину и объявив себя посвященным в сан, провозгласил законным вступление в общину без наставника. Это вызвало резкую реакцию не только среди старых оппонентов махасангхики – традиционалистов-стхавиравадинов, но и в ней самой, и Махадэва был изгнан из общины. Форпостом школ чайтики были районы Южной Индии – Декана, и чайтика в целом не вышла за рамки группы «региональных» направлений среди буддийских школ. Школы группы чайтика просуществовали до 7 в.
Чайтики почитали преимущественно Виная-питаку, тексты дисциплинарных, уставных правил, провозгласили культ ступы (буддийский реликварий и культовое сооружение, в котором он хранится), обожествляли Будду и бодхисаттв (допуская возможность его предварительных «низких рождений»), создали учение о дарах, согласно которому заслуга (пунья) вследствие совершения дара сохраняется не только для дарителя, но может быть передана также его родственникам, любым близким ему людям, да и вообще всем живым существам.
Андхаки.
Последователи Махадэвы, занимавшие преимущественно район Андхры (Юго-Восточная Индия), вскоре раскололись на две основных школы – пурвашайла («школа восточной горы») и апарашайла («школа западной горы»). Расцвет апарашайлы приходится на правление в Южной Индии династий Сатаваханов (2 в. до н.э. – 2 в. н.э.) и Икшваков (3 в.), когда были созданы ее центры в Амараванти, Гханташале, Аллури, Канхери, Нагарджунаконде. Пурвашайла базировалась только в Амараванти и Нагарджунаконде. Как и «материнская» школа, андхаки просуществовали до 7 в.
И пурвашайла и апарашайла придерживались общих позиций чайтиков в вопросе о составе канона и сакрализировали из канонических текстов лишь дисциплинарное собрание текстов Виная-питаки. Кроме того, они провозглашали культ не только ступы, но и дерева бодхи (под которым, согласно буддийским преданиям, Будда достиг «просветления»). Пурвашайла солидаризировалась с доктриной сарвастивады, согласно которой процесс реинкарнации опосредуется некоторым промежуточным состоянием между воплощением А и воплощением В (анатарабхава), выступив, таким образом, вместе с ватсипутрией, самматией и поздней махащасакой в оппозиции тхераваде и другим направлениям махасангхики, отвергавшим это нововведение. Судя по тексту Катхаваттху, другое значительное доктринальное положение пурвашайлов состояло в том, что они считали силу, аккумулирующую поток дхарм в индивидуальную психосоматическую организацию (прапти), одной из необусловленных (абсолютных) дхарм. К группе андхаки принадлежали также школы раджагария и сиддхартхика. Подсчитано, что среди тех «еретических» учений, которые обсуждаются в Катхаваттху с позиций тхеравадинов, не менее 70 принадлежали андхакам. Андхаки утверждали, что физический мир создается кармой отдельных существ, что вызвало критику со стороны традиционалистов-стхавиравадинов. Далее, андхаки солидарно с самматиями, сарвастивадинами и бхадраяниками полагали, что «загрязнения» страстей могут быть устранены лишь постепенно – вопреки стхавиравадинам, убежденным в том, что они могут быть уничтожены мгновенно через озарение. Другое их положение состояло в том – и здесь они были солидарны с махищасаками и сарвастивадинами, – что можно различать два уровня самой нирваны, а именно прекращение флуктуаций сознания посредством рефлексии и без рефлексии. Еще один тезис андхаков, также отвергавшийся стхавиравадинами, гласил, что познание, достигаемое через «озарение», осуществимо и без соответствующего внешнего объекта. В учении о мире андхаки совместно с ватсипутриями допускали, помимо четырех признанных другими буддийскими школами классов живых существ (боги, люди, животные, духи-преты и «насельники» адов), еще и пятый – царство демонов-асуров.
К числу общих положений школ андхаки можно отнести и учение о том, что Будда является «сверхъестественным» во всех своих проявлениях – вплоть до экскрементов. Приводимое в тхеравадинской Катхаваттху мнение, согласно которому Будда послал на землю свой фантом для проповеди учения, оставаясь на деле на небе Тушита, правомерно сопоставляется буддологами со взглядом андхаков относительно того, что условная речь Будды также была сверхъестественной. В отличие от Будды, Архат – самый обычный человек со всей своей нечистотой и слабостями – мнение, соответствующее общим установкам всех направлений махасангхики. Соответственно снижается статус и предварительных ступеней, ведущих к достижению архатства: первая из них – ступень «вступившего в поток» (шротапанна) – означает, правда, согласно андхакам, свободу от ложных взглядов и сомнений, но никоим образом не обладание совершенствами веры, энергии, мужества, способности погружения в «конечное сосредоточение» и мудрости-праджни (у «вступившего в поток» присутствуют лишь зачатки этих достоинств). В отличие от бахушрутиев Андхаки уделяли большое внимание психотехнике как средству реализации высшей цели. Подобно сарвастивадинам, самматиям и бхараяникам они считали, что устранение аффектов, «загрязняющих» сознание, происходит постепенно, а не мгновенно, сразу после правильной «реализации» четырех истин буддизма, как настаивали стхавиравадины.
В целом в школах чайтики-андхаки правомерно видеть одно из направлений традиционного буддизма, готовившего условия для позднейшего преобладания махаяны: обожествление будд и бодхисаттв, а также возможность передачи своей «заслуги» другим. В отдельных своих положениях школы андхаков приближаются и к конкретным философским направлениям махаяны, например к концепции йогачаров нираламбанаджняна (познание без «опоры»), согласно которой сознание может оперировать и без внешних объектов.
См. также БОДХИСАТТВА; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; КАРМА; МАХАСАНГХИКА; МАХИЩАСАКА; ПУНЬЯ; САММАТИИ; САНСАРА; САРВАСТИВАДА; СТХАВИРАВАДА; ТРИПИТАКА.
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»