ЧАКРЫ
ЧАКРЫ (санскр. – «колеса», «диски»), в индуистском тантризме энергетические центры, соотносимые, в порядке восхождения, с участками человеческого тела (хотя и не имеющие реальных анатомических соответствий), по которым происходит восхождение энергии кундалини.
Каждая из шести нормативных чакр обладает обильной символикой, включающей ее соответствия определенным космическим элементам (заимствованным из санкхьи), графические образы, буквы санскритского алфавита и мифологические персонажи. Нижняя чакра, муладхара («опора основания»), соотносится с областью ниже гениталий, ее знаком является четырехугольник, соответствующим космологическим элементом – земля, графическим образом – желтый лотос (символ процветания) с четырьмя красными лепестками, божеством – Брахма с четырьмя Ведами или Ганеша (как покровитель всех начинаний). Следующую чакру, свадхиштхану («установление себя»), тантристы помещают в области гениталий и соотносят, соответственно, с луной или кувшинкой, с водой, белым лотосом с шестью красными лепестками и Варуной или Вишну. Третью – манипуру («изобилие драгоценностей») – локализуют на уровне пупа и связывают со знаком свастики, огнем, алым лотосом с 10 серыми лепестками (символизирующими дым) и с Агни или Рудрой. Следующую чакру, анахату («изначальный звук»), устанавливают на уровне сердца и соотносят с шестиугольником, ветром, черным лотосом с 12 лепестками цвета киновари и с Шивой в образе трехглазого Иши (аспект владычества). Пятая – вишуддха («очищенная») – локализуется на уровне гортани и снабжается, соответственно, кругом, пространством, прозрачным лотосом с 16 серыми лепестками и Шивой в образе Садашивы с его супругой Садагаури (аспект вечности). Последнюю чакру, аджню («предписание»), тантристы помешают над бровями или на уровне бровей и «обеспечивают» ее треугольником, соответствием трем ментальным способностям (ум-манас, эготизм-аханкара и интеллект-буддхи), лотосом с двумя лепестками и Шивой в образе Шамбху (аспект милости). К шести чакрам добавляется еще одна – сахасрара («тысяча спиц колеса»), помещаемая в верхушке черепа, которой соответствуют первоматерия Пракрити и белый тысячелепестковый лотос. Чакры «нанизаны» на центральный из 72 000 артериальных каналов (нади) сушумну и связаны также с двумя дополнительными – идой и пингалой. Отдельные тантрические школы по-разному модифицируют систему чакр. Популярным было добавление еще двух – канды («луковицы»), помещаемой в области между гениталиями, где пересекаются множество артериальных каналов, и пупом, и двадашанты («имеющей 12 концов») – на высоте 12 пальцев над черепом. Другие школы добавляли чакры-грантхи («узлы»), связующие шесть основных. Шиваиты-натхи сочли оптимальным числом девять. Кашмирская традиция кула предлагает иную номенклатуру чакр и сводит их к четырем. Четырехчастный ряд чакр был принят и буддийскими тантристами, помещавшими их в области пупа, сердца, горла и головы.
Смысл этой физиологии состоял в обосновании практики кундалини-йоги, которая заключается в «пробуждении» кундалини, мыслимой в виде змеи, свернувшейся в три с половиной кольца вокруг сушумны и «застывшей» в нижней чакре муладхаре. Цель практиканта – заставить ее с помощью особой психотехники подняться поэтапно по всем последующим чакрам вплоть до высшей (сахасрара), где происходит ее слияние с самим Шивой. В ходе тантрической йогической практики чакры визуализируются по всем вышеназванным своим параметрам, и своей кульминации эта «созерцательная дисциплина» достигает в визуализации совокупления кундалини с ее небесным возлюбленным.
Ответь на вопросы викторины «Философия»