БРАТЬЯ ЧИСТОТЫ
БРАТЬЯ ЧИСТОТЫ (Ихван ас-сафа), авторы распространенной в 10 в. в мусульманском мире Посланий братьев чистоты и друзей верности – состоявшей из 52 трактатов своеобразной энциклопедии. Современниками сообщаются имена только некоторых авторов Посланий, но сведения эти не вполне достоверны. Анонимность авторства связана с тем, что Послания были написаны членами тайного союза приверженцев исмаилизма, наиболее влиятельной антиаббасидской оппозиции.
Некоторые же исследователи полагают, что за известными, «легальными» именами авторов Посланий стояли другие мыслители, скрывавшие свое авторство. В Посланиях можно увидеть мотивы, близкие идеологии карматов – представителей направленного против Аббасидов движения феллахов и мелких ремесленников, клеймивших богатство и выступавших за социальную справедливость и имущественное равенство. Братья чистоты предсказывали даже гибель халифа Аббасидов, завершающего, как они считали, свой цикл существования, предвестником чего являются распространившиеся в обществе стяжательство, коварство, беззаконие, ложь. Однако авторы Посланий были, в отличие от карматов, противниками политических методов преобразования общества и видели избавление от социальных бед в просвещении. Только через разум, познавший истину, человек достигает подлинного счастья, наслаждаясь им в этом мире и сливаясь в блаженстве с мировым разумом после смерти. Через знание люди освобождаются от распространенных заблуждений, в частности от убеждения в превосходстве Мухаммада над другими пророками и тем более учеными и философами античности. Не пророки, а разум ученых дает истинное знание; философское знание Братья чистоты ставили выше религиозного.
С помощью разума и философии должно быть очищено от ошибок и порчи и само вероучение, кораническую картину творения должна заменить теория эманации, а место традиционного представления о постижении Бога должно занять научное познание окружающего мира. Надо лишь распознать в окружающих нас вещах символы, знаки божественной мудрости. Символы скрывают неопределимого и непостижимого Бога, свидетельствуя о совечности мира Богу: сколько существует Бог (а он извечен), столько существуют и проистекающие от него Мировой разум и Мировая душа, первая материя, вторая материя, небесные сферы и подлунный мир. В этой иерархии творения (не временной, а бытийно-ценностной) Бог является только номинальным порождающим началом. Подлинные творцы мира (как и в философии исмаилизма) – Мировой разум и Мировая душа. Сотворенный ими мир обретает самостоятельность и существует уже по собственным законам причинности, независимо от божественной воли. Человек как разумное существо является венцом творения, результатом естественного развития природы. Братья чистоты не отвергали религию ислама и шариат как средство регулирования общественной жизни, подходящее для непросвещенных людей, владеющих только «экзотерическим» (внешним, публичным) знанием. Однако помимо такого знания, учили Братья чистоты, есть еще знание «эзотерическое», скрытое, не доступное массам. Именно оно открывает истину и путь к добру, его умножению.
Идеи Братьев чистоты находили отклик у многих современников, тем более что Послания были во многом переложением концепций, высказанных другими мыслителями. Идеи исламских энциклопедистов перекликаются с идеями «фалсафы» (философов-перипатетиков) и мутазилитов, многие из которых сочувствовали союзу Братьев чистоты.
См. также ИСМАИЛИЗМ; ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ.
Братья чистоты. Фрагменты из Посланий. – В кн.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961
Закуев А.К. Философия «братьев чистоты». Баку, 1961
Ответь на вопросы викторины «Философия»