АРТХА
АРТХА (санскр. artha – «вещь», «предмет», «объект», «цель», «смысл», «польза», «выгода»), в индийской философии, одна из четырех целей человеческого существования (пурушартха), т.е. материальное благоустройство, богатство и прибыль, а также эрудиция и успех в мирской жизни.
Специально артхе как цели человеческого существования была посвящена литературная традиция, включавшая в первую очередь знаменитый трактат Артхашастра, где трактовка артхи распределяется на изложение экономической стратегии государства (вартта) и науку политики как оптимального применения средств для достижения требуемых целей (нити). Хотя общепринятое индуистское мнение отстаивало приоритет дхармы перед артхой, как и перед камой, теоретики Артхашастры утверждали, что дхарма и кама основываются на артхе, и даже знаменитый комментатор Законов Ману Медхатитхи, не без влияния традиции артхашастры, указывал, что царю в случае вынужденного выбора между следованием дхарме и большими потерями для артхи следует отказаться от первого. Артха в Артхашастре мыслится прежде всего как объект устремлений царя и соотносится с приобретением земель, население которых может быть обложено податями и повинностями. Артха трактовалась, однако, не только как одна из человеческих целей, но и как реализация их всех в целом. В Артхашастре она трактуется как «общий успех», в котором как бы сливаются артха, дхарма и кама. Здесь же указывается, что реально существует лишь оппозиция пользы и вреда, к которым относятся, соответственно, три цели человеческого существования и их противоположности. Для составителей Артхашастры характерна типичная игра с характеристиками объектов: различаются 1) выгода, связанная с пользой; 2) выгода, ни с чем не связанная; 3) выгода, связанная с вредом; 4) вред, связанный с пользой; 5) вред, ни с чем не связанный; 6) вред, связанный с вредом (или «вред в квадрате»). Трактовки артхи получают развитие в полунаучном-полудидактическом стихотворном трактате Нитишастра. Прибыль царя осмысляется здесь и в общем контексте трех целей человеческого существования, одна из которых – артха. Отмечается, что подданные страдают от пяти источников бедствий: чиновников, воров, проходимцев, царских фаворитов и собственной алчности; устранив эти причины, царь со временем может «преуспеть в трех целях»: подобно тому, как корова дает молоко после корма, а лиана цветет после поливки, подданные должны быть вначале защищены и лишь потом «пострижены».
В Кама-сутре, уделяющей специальное внимание целям человеческой жизни в главе «О достижении трех целей», отмечается, что артха есть «приобретение знаний, земли, золота, скота, зерна, домашней утвари, друзей и прочего и умножение приобретенного. Это достигается деятельностью надсмотрщика, сведущими в правилах наук и купцами» (пер. А.Я.Сыркина). В том же трактате цели человеческой жизни распределяются в соответствии с возрастом, и артха рассматривается как цель, приоритетная для детского возраста (в нее включается в данном контексте прежде всего приобретение знаний), тогда как кама является актуальной в юности, а дхарма и мокша – в старости. Артха предстает единственной человеческой целью, которая соотносится в Кама-сутре с определенными социальными группами. В трактате отразилось и понимание артхи как целеполагания в целом, благодаря чему артха, дхарма и кама рассматриваются в качестве трех разновидностей артхи, и таким образом целое как бы отождествляется с одной из своих частей. В тексте указывается, что она наиболее приоритетна для царя, поскольку в ней корень людских нужд, составляющих область его прямой компетенции, но также и для куртизанок. Когда ремесло куртизанки, помимо удовольствия от общения с «превосходным мужчиной», привлекает новых поклонников и, следовательно, открывает перспективу для дополнительных доходов, то речь идет об артхе с «выгодным усложнением»; когда близость приносит простую прибыль – об артхе «без усложнения»; когда при близости с привязанным к ней мужчиной теряются надежды на будущее и открывается перспектива нищеты – об артхе с «невыгодным усложнением»; когда происходит сближение с высоким по статусу лицом, связь с которым доставляет мало удовольствия, но является выгодной в других отношениях, – об артхе с «выгодным усложнением»; когда куртизанка вступает в связь со скрягой или обманщиком, то это не-артха «без усложнения», тогда как подобная по результативности связь с высоким лицом, чреватая дополнительными неприятностями, – не-артха с «невыгодным усложнением».
См. также АРТХАШАСТРА; ДХАРМА; ИНДУИЗМ; КАМА; КАМАСУТРА; МОКША; ПУРУШАРТХА; ТРИМУРТИ.
Владимир Шохин
Сыркин А.Я. К систематизации некоторых понятий в санскрите. – В кн.: Семиотика и восточные языки. М., 1967
Ватсьяяна Малланага. Камасутра. М., 1993
Артхашастра, или наука политики. М., 1993
Ответь на вопросы викторины «Философия»