НЕЖДАНОВА, АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА
НЕЖДАНОВА, АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА (1873–1950), русская певица (лирико-колоратурное сопрано). Родилась в селе Кривая Балка под Одессой 4 (16) июня 1873 в семье сельских учителей. В детстве и юности пела в церковном хоре, после окончания гимназии работала в Одесском городском женском училище, выступала с пением на любительских вечерах и в благотворительных концертах. В 1899 поступила в Московскую консерваторию в класс У.Мазетти.
Окончив консерваторию в 1902, дебютировала в Большом театре в парии Антониды в опере Глинки Жизнь за царя. В течение первых сезонов исполнила такие партии, как Джильда (Риголетто Верди), Людмила (Руслан и Людмила Глинки), Розина (Севильский цирюльник Россини), Лакме (одноименная опера Делиба), Церлина (Дон Жуан Моцарта), Царица ночи (Волшебная флейта Моцарта), Волхова (Садко Римского-Корсакова), Татьяна (Евгений Онегин Чайковского), Снегурочка (одноименная опера Римского-Корсакова), Шемаханская царица (Золотой петушок Римского-Корсакова), Эльза (Лоэнгрин Вагнера). В 1912 с успехом гастролировала в Парижской опере. Впоследствии спела в Большом театре также партии Мими (Богема Пуччини), Филины (Миньон Тома), Марфы (Царская невеста Римского-Корсакова), Иоланты (одноименная опера Чайковского) и т.д. Среди постоянных сценических партнеров Неждановой были крупнейшие певцы, в том числе Ф.И.Шаляпин и Л.В.Собинов. Вместе с ними она нередко выступала и в концертах, причем в ряде случаев в роли аккомпаниатора фигурировал С.В.Рахманинов (очень высоко ценивший певицу и посвятивший ей свой знаменитый Вокализ), а позже супруг Неждановой – дирижер Н.С.Голованов; она выступала также в ансамбле с А.С.Аренским, А.К.Глазуновым, А.Н.Скрябиным.
После 1917 Нежданова продолжала работать в Большом театре и концертировать; с 1924 много выступала по радио. Среди партий, спетых ею в эти годы – Царевна Лебедь (Сказка о царе Салтане Римского-Корсакова), Парася (Сорочинская ярмарка Мусоргского), Нинетта (Любовь к трем апельсинам Прокофьева). С 1936 преподавала в студии Большого театра, в Оперной студии К.С.Станиславского, с 1943 – в Московской консерватории.
Нежданова, обладавшая великолепной, безупречной вокальной техникой, была певицей русской школы, и именно в русском репертуаре (в опере – особенно в сочинениях Римского-Корсакова) вполне раскрылся ее талант. Исключительно чистое, прозрачное, благородное, слегка «отстраненное» звучание ее сопрано очень хорошо подходило для исполнения отечественной вокальной лирики. Она была замечательным интерпретатором современной ей музыки и постоянно расширяла свой репертуар. Единственная из певиц, она выступала в духовных концертах Синодального хора (дело в том, что до 1917 участие женщин в духовных хорах, кроме женских монастырей и институтов, не было разрешено, и для Неждановой делалось исключение как для прославленной певицы, известной своей религиозностью). Именно в расчете на ее голос были написаны партии солирующего сопрано в популярных духовных песнопениях П.Г.Чеснокова. Ее театральные роли были отмечены высокой сценической культурой, и с самого начала своего пути вплоть до последних дней Нежданова пользовалась особой любовью и уважением слушателей.
Умерла Нежданова в Москве 26 июня 1950.
Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»