ХРЕННИКОВ, ТИХОН НИКОЛАЕВИЧ
ХРЕННИКОВ, ТИХОН НИКОЛАЕВИЧ (1913–2007), советский композитор. Народный артист СССР (1963), лауреат Сталинской премии (1942, 1946, 1952), лауреат Государственной премии СССР (1967), лауреат Ленинской премии (1974), генеральный секретарь правления Союза Композиторов СССР (1948–1991). С 1960-х преподаватель Московской консерватории.
Родился 28 мая (10 июня) 1913 в Ельце. Отец служил приказчиком, мать была домохозяйкой. В семье играли на гитаре и мандолине, Тихон пел в церковном хоре. С девяти лет он начал учиться играть на рояле. Свой первый опус, этюд для фортепиано, написал в тринадцать лет. В 1932 окончил Третий Московский Музыкальный Техникум (с 1936 – Государственное музыкальное училище имени Гнесиных) и сразу был принят на второй курс Московской консерватории, в класс В.Я.Шебалина. Педагогом по фортепиано у Хренникова был Г.Г.Нейгауз. На третьем курсе его пригласили работать в Московский детский театр, которым руководила Н.И.Сац. Дипломной работой Хренникова стала его Первая симфония (1935), которая была с большим успехом публично исполнена в том же году в Большом зале Московской консерватории. В 1936 окончил консерваторию и продолжил образование в классе высшего мастерства у Шебалина.
Центральное место в его творчестве занимают симфоническая музыка и сочинения для музыкального театра. Во второй половине 1930-х выдвинулся в число ведущих представителей советской музыки, воплотив в своих крупных произведениях события современности. В 1939 была завершена опера В бурю. В этом сочинении впервые на оперной сцене был воплощен образ Ленина. Позже Хренников вновь обратился к теме революции в опере Мать (1957). В этих операх он опирался на мелодический материал крестьянского и городского фольклора, а также разработал интонационный материал революционной песни.
Его перу принадлежит советская комическая опера Фрол Скобеев (1947), в 1950 эту оперу запретили как «несвоевременную» и «чуждую народу». Хренников отказался сдаваться, он обратился напрямую к Сталину и добился разрешения. Был сделан новый вариант постановки, и она появилась под названием Безродный зять.
Для детской аудитории были созданы опера Мальчик-великан (1969) и балет Наш двор (1970).
Композитор много и плодотворно работал в жанре симфонии и инструментального концерта. В 1942 завершил 2-ю симфонию, запечатлевшую события военных лет, а также инструментальные концерты – два концерта для скрипки (1959, 1975), для виолончели (1964). В начале 1980-х были написаны Третий фортепианный и Второй виолончельный концерты.
Начало общественной деятельности Хренникова пришлось на 1-й съезд композиторов СССР в 1943. Хренников прочитал основной доклад о борьбе с проявлениями формализма в советской музыке. В докладе содержалась резкая критика авангардизма, отхода от мелодической основы музыки и назывались конкретные фамилии советских композиторов, чьи произведения не соответствуют принципам социалистического реализма – С.Прокофьева, Д.Шостаковича, А.Хачатуряна. Однако за этим не последовало громких «дел» – никто из советских композиторов не был подвергнут репрессиям. А главные фигуранты доклада Хренникова продолжали получать звания и награды.
Хренников много работал для драматического театра и кино. Написал музыку к таким спектаклям как Много шума из ничего (1936), Дон Кихот (1941), Давным-давно (1942). Лирические песни композитора к кинофильмам Свинарка и пастух, В шесть часов вечера после войны, Поезд идет на восток, Верные друзья, Руслан и Людмила, Дуэнья, и др. снискали большую популярность.
Как и большинство композиторов в то время, Хренников в своем творчестве делал акцент на песни, посвященные патриотической и военной тематике. Среди них наиболее популярными стали Все за родину, Есть на свете хороший городок, Прощание и др.
Умер 14 августа 2007 года в Москве.
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»