ШЕБАЛИН, ВИССАРИОН ЯКОВЛЕВИЧ
ШЕБАЛИН, ВИССАРИОН ЯКОВЛЕВИЧ (1902–1963), русский композитор и педагог. Родился в Омске 29 мая (11 июня) 1902. В 1928 окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я.Мясковского и в дальнейшем стал главным преемником своего учителя на педагогическом поприще, носителем принципов высокого профессионализма и безукоризненно честного и ответственного отношения к труду. С 1928 преподавал композицию в Московской консерватории; в самый трудный период (1942–1948) был ее директором; снят с должности после выхода в свет известного постановления о борьбе с формализмом (Об опере «Великая дружба» В.Мурадели), впоследствии вернулся в консерваторию и работал на кафедре композиции. Среди учеников Шебалина – композиторы Т.Н.Хренников, К.С.Хачатурян, А.А.Николаев, В.Тормис, Э.В.Денисов, С.А.Губайдулина и многие другие. В 1920-х годах Шебалин был членом Ассоциации современной музыки; входил в неформальное объединение московских музыкантов, группировавшееся вокруг Н.Я.Мясковского («Ламмовский кружок», собиравшийся в квартире педагога консерватории, замечательного музыкального текстолога П.А.Ламма); был также близким другом Д.Д.Шостаковича.
Как композитор Шебалин работал практически во всех основных жанрах, в том числе создал много музыки к драматическим спектаклям, радиопостановкам, кинофильмам. Среди его весьма обширного наследия выделяется опера Укрощение строптивой по Шекспиру (1957), мастерская и изящная музыкальная комедия (отчасти напоминающая Дуэнью С.С.Прокофьева), а также хоры без сопровождения на стихи русских и советских поэтов и некоторые романсы. В свое время большим событием в музыкальной жизни стала его симфония Ленин на стихи В.В.Маяковского (1931; вторая редакция 1959).
Шебалин был одним из самых культурных и эрудированных музыкантов своего поколения; серьезность, интеллектуальность, некоторая академичность стиля сближают его с Н.Я.Мясковским. Он блестяще завершил и инструментовал незаконченную оперу Мусоргского Сорочинская ярмарка, которая, несмотря на наличие иных редакций (Ц.А.Кюи, Н.Н.Черепнин), ныне получила широкое распространение именно в версии Шебалина; работал также над инструментовкой другого незавершенного оперного замысла Мусоргского – Саламбо. Им восстановлены партитуры музыкальной комедии С.С.Гулак-Артемовского Запорожец за Дунаем, Симфонии на две русские темы Глинки и др.
Умер Шебалин в Москве 28 мая 1963.
Виссарион Яковлевич Шебалин. Литературное наследие. Воспоминания. Переписка. Статьи. Выступления. М., 1975
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»