ПРЫЖОВ, ИВАН ГАВРИЛОВИЧ
ПРЫЖОВ, ИВАН ГАВРИЛОВИЧ (1827–1885) – русский этнограф, фольклорист, историк, публицист.
Родился 22 сентября 1827 в семье писаря (в прошлом – крепостного, участника войны 1812, получившего к концу жизни дворянское звание). Целью жизни считал научную и литературную работу; стремясь к ней, несколько лет учился в Московском университете (вольнослушателем). Впоследствии служил в Московской палате гражданского суда, затем в конторах частных железных дорог, но все свободное время отдавал исследовательскому труду и творческой деятельности. Звездой первой величины на русском научно-литературном небосклоне не стал, но до смерти оставался фанатично преданным науке.
Первые работы И.Г.Прыжова вышли в свет в 1850-е годы, всего же за десятилетие (1860–1869) он опубликовал около 50 книг, статей, заметок, рецензий. Наибольшую известность и популярность имели его книги Нищие на святой Руси (1862), История кабаков в связи с историей русского народа (1868), научная монография Малороссия (Южная Русь) в истории ее литературы с XI по XVIII век (1869).
В 1869 Прыжов познакомился с С.Г.Нечаевым, создателем кружка «Народная расправа» и стал деятельным членом этой организации. Организация проповедовала принцип вседозволенности в достижении «революционных целей», и впоследствии термином «нечаевщина» в России стали именовать экстремистские методы ведения политической борьбы. Образ максималистской, исступленно-атеистической нечаевской организации запечатлен Ф.М.Достоевским в романе Бесы. В нем в лице главного героя, Верховенского выставлен сам руководитель организации (С.Г.Нечаев); прототипом же добряка и фантазера Толкаченко выступил Прыжов, которому в романе Верховенский поручал вербовку новых членов среди проституток и преступников.
И.Г.Прыжов, действительно, вел активную пропаганду – но не среди преступников, а среди «фабричных», исполнял поручения по установлению контактов с зарубежными славянскими экстремистскими группами. Не разделяя авторитарных методов руководства организацией со стороны Нечаева, он, тем не менее, оказался «повязанным кровью» с этим авантюристом, так как по его настоянию присутствовал при убийстве одного из членов кружка, студента И.И.Иванова, не пожелавшего подчиняться авторитарному Нечаеву. Есть свидетельства, что И.Г.Прыжов стрелял в Нечаева сразу после убийства студента, но промахнулся. В итоге писатель был арестован и проходил по делу вместе с другими тремя «нечаевцами». По приговору суда он подвергся «публичной казни» (возведен на эшафот, где – как атеист – отказался от причастия) и в 1872 отправлен на каторгу в Сибирь. С 1888 каторга была заменена ему вечным поселением в Петровском Заводе (где когда-то отбывали свое наказание декабристы).
Один из самых незаурядных представителей русских атеистов, убежденный борец с православием, считавший попа и монаха «первыми врагами культуры человека», И.Г.Прыжов всю жизнь собирал материалы для книги по истории русского безбожия, для чего записал «целые тысячи» народных сказок о попах и монахах в Московской, Тверской, Владимирской губерниях. Записи эти впоследствии он сам же и сжег, незадолго до ареста. Незначительная часть собранного им появилась в виде книги 26 московских лжепророков, лжеюродивых, дур и дураков, в которой он хотел отобразить картину «неслыханного фанатизма, невежества и разврата… – и все это в лоне московского православия». Ряд писателей-современников (например, Аполлон Григорьев, Ф.М.Достоевский) старались защитить память юродивых от глумления Прыжова; почитатели же наиболее известных из московских кликуш и блаженных даже устраивали торжественные сожжения книг Прыжова на площадях Москвы, но он остался до конца жизни верен своей атеистической позиции.
Полагавший себя борцом за свободу, И.Г.Прыжов собирал также материалы по «истории крепостного права, преимущественно и по свидетельству народа», равно как по «истории свободы в России». Записи эти были собраны в тетрадь с виньеткой на обложке («бордюр из цепей, а по четырем углам… – виселица, топор и плаха, кандалы и цепи, Петропавловская крепость»), которая также была сожжена им перед арестом.
Даже находясь в Сибири, И.Г.Прыжов находил время и возможность для научной работы. Он выписал хранившиеся у брата книги, бумаги и черновые записи и вскоре начал публиковаться в местной печати под псевдонимом «Благовещенский». В Записках о Сибири он отдавал дань большого уважения декабристам, намечал написать большой труд о них и об их женах, сестрах, матерях, об их просветительской роли в этих краях. Через столетие после смерти И.Г.Прыжова неоконченный его труд Декабристы в Сибири на Петровском Заводе был обнаружен в составе рукописного фонда Благовещенского в Российском Государственном Архиве литературы и искусства.
Как и все написанное И.Г.Прыжовым, этот труд его, наряду с другой неоконченной рукописью – Граждане на Руси отличался фундаментальной проработкой источников, богатством фактического материала, сочувствием к «народу». Однако конструктивная часть идейной программы автора была значительно слабее критической ее части. Содержание понятия «социальной справедливости» излагалось И.Г.Прыжовым в связи с первобытной историей, поскольку во времена первобытности, по его мнению, существовала полная социальная гармония. Долг общественного деятеля он видел в поддержке освободительного движения, даже если это движение готовит для его участника роль незаметного, рядового бойца. Такие взгляды И.Г.Прыжова обеспечили ему интерес со стороны советских историков, которые старались подчеркнуть значение его произведений в борьбе с царизмом и духовенством. Факты же участия И.Г.Прыжова в нечаевском кружке обходились молчанием либо упоминались вскользь.
Умер И.Г.Прыжов 27 июля 1885 и погребен на кладбище Петровского Завода (ныне – Петровск-Забайкальский Читинской области), недалеко от могилы декабриста И.И.Горбачевского.
Сочинения: История кабаков в России. М., 1992; 26 московских пророков, юродивых, дур и дураков и другие труды по русской истории и этнографии. Коммент. М.С.Альтмана / Отв. ред. Л.Я.Лурье. СПб, 1996; Очерки, статьи, письма. М. – Л., 1934.
Лев Пушкарев
Альтман М.С. И.Г.Прыжов М., 1932
Пушкарев Л.Н. Рукописный фонд И.Г.Прыжова, считавшийся утерянным // Советская этнография. 1950, № 1
Ответь на вопросы викторины «Древний мир»