ПОВЕСТЬ О САВВЕ ГРУДЦЫНЕ
ПОВЕСТЬ О САВВЕ ГРУДЦЫНЕ, русская светская повесть 17 в. Датируется предположительно 1660-ми годами (в качестве одного из аргументов выступает то, что события повести рассматриваются как эпизод из недавнего прошлого), известна в нескольких списках. В повести различимо влияние самых разнообразных источников – от раннехристианской Повести о Еладии, продавшем дьяволу душу до легенды о Фаусте.
В начале повести задана, хотя и произвольная, вполне определенная точка отсчета. Упоминается, что проживавший в Устюге Фома Грудцын-Усов (подчеркнуто: род его живет там до сих пор) переселился с женой в Казань, где дожил до лет царя и великого князя Михаила Федоровича. Такой зачин оттеняет дальнейшие деяния сына столь достойного человека: нежелание жить в одном городе с захватчиками-литовцами говорит о его твердых моральных качествах. Его двадцатилетний сын Савва, как становится ясно из дальнейшего, человек с куда более шаткими нравственными принципами.
Отец Саввы, ходивший по Волге торговать в различные города, отправляется в Персию, а сына на нескольких кораблях, груженых товарами, посылает плыть к Соли Камской. Однако тот добирается до Усольского города Орел, где проживает довольно долго. Живший в этом городе богатый мещанин Бажен Второй, некогда друживший с его отцом, приглашает Савву поселиться у себя.
Савва принимает приглашение. Вскоре из-за козней дьявола, который (что подчеркивает автор) ненавидит добродетельное житье, молодая жена старого хозяина, женившегося в третий раз, выступая в качестве дьявольского орудия, обольстила гостя, и они предавались блуду, не обращая внимания ни на воскресенья, ни на церковные праздники. Однако как-то хозяин и Савва ходили к вечерне, и, вернувшись, Савва уже не откликнулся на прельщения искусительницы, «яко некою стрелою страха божия уязвлен бысть и бояся суда божия и часа смертного». Желая отомстить, женщина опоила любовника волшебным зельем. Выпив зелье, Савва почувствовал тягу к бывшей любовнице, а она, оговорив его, заставила мужа отказать Савве от дома. Хозяин и хозяйка гостиницы, куда он вернулся, заметили перемену в юноше и решили позвать волхва, который по волшебной книге узнал о причине «истаивания» Саввы.
Едва Савва, гулявший в пустынном месте, подумал, что кто бы ни помог ему совокупиться с желанной женщиной, хоть человек, хоть дьявол, он послужил бы им, явился юноша в богатой одежде. Называя Савву братом (по его словам, оба они из Казани), бес согласился помочь, но поинтересовался, что он получит взамен. Отвергнув отцовские товары, которые предложил Савва (его-де собственный отец во много раз богаче), бес достал чернила, бумагу и, поскольку Савва плохо еще писал, продиктовал текст отречения от бога и передачи в служение дьяволу. Осчастливленный Савва вновь грешил с чужой женой, не ответив даже на три письма матери, в которых та просила сына вернуться. Вскоре бес позвал Савву посмотреть богатства отца своего. В огромном городе, где стены и кровли были из золота, их встречали великолепно одетые юноши. А когда Савву принял сам сатана, тот поклонился ему, пав на землю, и поднес письмо с отречением. А затем ел и пил там необыкновенные яства.
Не получивший ответа на письмо отец Саввы решил сам съездить за сыном, но не нашел его в Орле, вернулся домой, а спустя некоторое время скончался. Между тем бес помог Савве спастись: из Орла за одну ночь он перенес его в далеко отстоявший город Космодемьянск, потом, через несколько дней, еще дальше – на реку Оку в село Павлов Перевоз. Там Савва встретил старца, который сказал юноше, что тот потерял душу. Чтобы отвлечь Савву от ненужных переживаний, бес переносит его в город Шую.
Узнав о намерении царя и великого князя Михаила Федоровича послать войско под Смоленск против поляков, бес предлагает Савве вступить в солдаты. Когда новобранцы прибыли в Москву, Савва при помощи беса добивается таких успехов, что вскоре ему дают три роты солдат, чтобы он с ними занимался. Бес помогает Савве деньгами для выплаты довольствия солдатам, и положение в ротах под начальством Саввы так отличается от положения в других ротах, что об успехах его вскоре узнает царь.
Пока войска стоят в Москве, бес предлагает пробраться в Смоленск и посмотреть, как там укрепляются поляки. Поначалу невидимые, они обследуют город, потом показываются, в них стреляют, но напрасно.
Бес говорит, что когда войска придут под Смоленск и со стороны поляков станут вызывать желающих на поединок, Савва не должен отказываться, два раза он одержит победу и в третий раз победит, хотя его ранят, но бес его вылечит. Проявив храбрость и будучи ранен в бедро, Савва опять отличился. Его вызывает командующий боярин Шеин, и, расспросив, кто он, затем говорит, что знает его родных, и отдает приказ отправляться к ним.
Савве в сопровождении беса пришлось вернуться в Москву. Там он через некоторое время заболевает, но отказывается от исповеди. Впрочем, когда его уговорили, он увидел, что дом наполнен бесами, а из-за их спин знакомый бес показывает ему его отречение. Хозяин дома, где жил Савва, боясь провиниться, решает сообщить царю, что происходит с известным ему молодцем. Царь повелевает ставить в дом караульщиков и посылать пищу, а если Савва выздоровеет, то известить его об этом.
1 июля нещадно мучимый бесом Савва во сне видит Богородицу, которую сопровождают Иоанн Богослов и архиерей Москвы митрополит Петр, и молит ее о помощи. Та обещает, если 8 июля он явится в храм Казанской божьей матери в Китай-городе, произойдет чудо.
Известили царя и по его приказанию привели больного к образу, Савва пришел, будто никогда не болел. Во время литургии является Богородица, облаченная в белые ризы, и возглашает, что Савва будет здоров. Через несколько дней выздоровевший Савва принял, как и обещал Богородице, монашеский чин. И прожил еще долгие годы.
В одном из вариантов повесть заканчивалась несколько иначе. Больного положили на ковре вне церкви, началась литургия. Внезапно возгремевший голос призвал Савву в церковь и обещал ему здравие, если тот не будет больше грешить. С верху церкви упало писание Саввы, где было «все заглажено, что никогда же писано». Узнавший о чуде царь призвал Савву, и тот поведал о том, что с ним было, а затем раздал все свое имущество и отправился в монастырь.
В произведении сложно переплетаются различные традиции. Хотя действие отнесено к конкретному историческому периоду – борьба за Смоленск происходила в 1632–1634, а некоторые упомянутые факты находят реальное подтверждение – так, действительно существовали купцы Грудцыны-Усовы, а торговых людей по царскому указу не записывали в солдатские полки, чем и объясняется приказ боярина Шеина, – повесть отнюдь не реалистична.
Тут различимы и традиции религиозной легенды, рассказывающей о «чуде», и традиции волшебной сказки. От первой она заимствовала схему, включающую или варьирующую такие важные моменты, как прегрешение (несчастье либо болезнь), покаяние (обращение с молитвами к богу либо святым), отпущение греха (исцеление либо спасение), такова, например, легенда о юноше, продавшему душу дьяволу, но прощенному после покаяния. Из второй пришел столь характерный сказочный мотив, как бес-помощник (вразумляющий либо снабжающий деньгами), сказочная символика (трижды посылает письмо Савве его мать, трижды переносит бес героя, унося все дальше от Орла, трижды Савва участвует в поединке).
Наложение повествовательных схем одна на другую является причиной того, что ожидание читателей зачастую бывает обмануто, вместо привычных эпизодов и жанровых клише вдруг появляется нечто непредвиденное. Здесь заметно, как традиция средневековой литературы отступает перед вызревающей литературой нового времени.
Определенную двойственность можно заметить и в авторской позиции. Сочинитель видит, что жизнь разнообразна, но герой не противится такому разнообразию, как следует христианину, а поддается ему. По мысли автора, страсть и вожделение пагубны, тем не менее они также стали частью общественной жизни. По мнению исследователей, столь сложное и необычное произведение следует считать первым русским романом.
Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга первая. М., 1988
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»