НАРОВЧАТОВ, СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
НАРОВЧАТОВ, СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ (1919–1981), русский советский поэт, литературовед, публицист. Герой Социалистического Труда (1979). Родился 3 октября 1919 в Хвалынске, детство провел на Волге. В 1933 с родителями уехал на Колыму, учился в Магадане, где 15-летним подростком впервые напечатал свое стихотворение в газете «Советская Колыма». В 1937 поступил в МИФЛИ, в декабре 1939 с группой студентов ушел добровольцем на советско-финляндскую войну. В 1941 окончил МИФЛИ и Литературный институт им. А.М.Горького. В начале 1941 в журнале «Октябрь» в подборке стихов московских студентов опубликовал стихотворение Семен Дежнев. В июне 1941 снова добровольцем ушел на фронт.
Военная тема лежит в основе всей поэзии Наровчатова, начиная с первых сборников Костер (1948), Солдаты свободы (1952), Горькая любовь (1957) и кончая зрелыми стихотворными книгами (Четверть века, 1965; Через войну, 1968; Знамя над высотой, 1974; Боевая молодость, 1975), а также итоговой поэмой Фронтовая радуга (1979).
Наряду с жизненными впечатлениями динамично и ярко жившего человека творчество Наровчатова питали мировая классика, русский фольклор и литература (в т.ч. современная – Н.Н.Асеев, Н.С.Тихонов, И.Л.Сельвинский). Масштабность и камерность, экзальтация и обыденность, метафора, неологизм и просторечие соседствуют в простых и ясных по стилю и мысли стихах Наровчатова, с годами тяготеющих к философичности, однако порою лишенных органической естественности, плавной музыкальности и не свободных от банальности, вторичности и поэтических штампов («Россия! Зачарован этим словом, / Я в сердце сохранял его своем. / В нем посвист стрел на поле Куликовом, / В нем стук мечей на озере Чудском...»).
Один из создателей портрета своего поколения, Наровчатов пишет о «молодых до неприличия» мальчиках, взрослеющих в боях, – как в сражениях с финскими войсками живые клали трупы своих товарищей, подобно щиту, на брустверы, как во время второй, «большой» войны «сместились меридианы / И сжались гармошкою параллели», и (не без примеси литературности) величественная тень Древней Руси просматривалась в каждом облике («...в каждой бабе видел Ярославну, / Во всех ручьях Непрядву узнавал»).
Тема любви, восходящая к «военной» поэзии (Фронтовая почта, Ты не русская, Прощальные стихи, где говорится и о страданиях, и об измене), находит продолжение в послевоенных стихах о счастливой взаимности, семье и детях (Кукла, Разговор с дочкой и др.). Одна из постоянных у Наровчатова тема странствий – в сборниках Северные звезды (1957); Дальний путь (1973); в стихотворениях У берегов Японии, Тихий океан, Тасманская баллада, Сидней. Историческое прошлое России отражено в поэмах Семен Дежнев (1964), Василий Буслаев (1957–1972), рассказах Абсолют, Ведьмы (оба 1980), где акцент сделан на безудержной удали, отваге и силе русских людей, их способности не бояться ни «кромешного ада», ни «господнего рая» (легендарный новгородец Василий Буслаев), их наступательной энергии (землепроходец Семен Дежнев).
Автор многочисленных литературоведческих и публицистических работ (Лирика Лермонтова: Заметки поэта, 1967; Поэзия в движении, 1966; Необычное литературоведение, 1970; Атлантида с тобой, 1972; Живая река, 1974, и др.), литературных мемуаров (Мы входим в жизнь: Книга молодости, 1978), сборников стихов Пес, девчонка и поэт (1965), Ширь (1979), поэмы Пролив Екатерины (1956).
С 1974 был главным редактором одного из наиболее ярких периодических изданий 1960-х – начала 1980-х годов – журнала «Новый мир».
Умер Наровчатов в Москве 17 июля 1981.
Коржавин Н. Самое главное. – Литературная газета, 1962, № 9
Антокольский П. Сердце солдата. – Литературная газета, 1964, 18 августа
Грудцова О.М. Сергей Наровчатов: Очерк творчества. М., 1971
Наровчатов С. Собрание сочинений, т. 1–3. М., 1977–1978
Наровчатов С. Избранное: Стихи, поэмы. М., 1980
Наровчатов С. Избранные произведения, т. 1–2. М., 1988
Воспоминания о Сергее Наровчатове. М., 1990
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»