ЛИХОДЕЕВ, ЛЕОНИД ИЗРАИЛЕВИЧ
ЛИХОДЕЕВ, ЛЕОНИД ИЗРАИЛЕВИЧ (наст. фамилия Лидес) (1921–1994), русский прозаик. Родился 14 апреля 1921 в г.Юзовка, ныне г.Донецк, Украина. Учился в Одесском университете, летом 1941 невоеннообязанный Лиходеев добровольцем ушел на фронт, где работал газетчиком. В 1944 по болезни демобилизован. Работал в Краснодарской газете, затем, переехав в Москву, учился в Литературном институте им. А.М.Горького. Начал публиковаться в 1948 как поэт (сборники стихов Покорение пустыни, 1953; Своими глазами, 1955; Открытое окно, 1957, содержащие главным образом стихотворные репортажи с больших строек и сатирические стихи в духе В.В.Маяковского). С 1957 выступал как очеркист (Поездка в Тофаларию, 1958; Волга впадает в Каспийское море, 1960; Местное время, 1963; Колесо над землей, 1971) и автор художественных повестей (История одной поездки, 1957; Я – парень сознательный, 1961), в которых уже проявился почерк будущего Лиходеева – острого полемиста и сатирика, главной мишенью которого становится мещанская психология, собственнические инстинкты, шаблонное мышление, ханжество, пошлость, демагогия, лицемерие и эстетическое убожество (Хищница, Духовная Сухаревка, Нравственность из-за угла, Овал, Флигель-аксельбант, Цена умиления, Винтики-шпунтики и др. фельетоны, опубликованные преимущественно в «Литературной газете», «Комсомольской правде», журнале «Крокодил» и вошедшие в сборники фельетонов, иронических или весело-поучительных рассказов и повестей о современности: Волга впадает в Каспийское море, 1960; Мурло мещанина, 1962; Цена умиления, 1967; Звезда с неба, 1969; Искусство – это искусство..., 1970; Закон и обычай, 1980, и др.).
Сатирическому письму Лиходеева присущи особые броскость и резкость, порою карикатурность, пристрастие к ироническим афоризмам и парадоксальным ассоциациям, постоянное ощущение читателя, к которому фельетонист обращается с дружеской, порой панибратской интонацией. Остротой социальной критики отличается книга Лиходеева Гвоздь в сапоге (написана в 1975), мягким, лиричным юмором и в то же время тонкостью масштабного социального анализа – романы о современности Я и мой автомобиль (1972), Боги, которые лепят горшки (1983) и Семь пятниц (1986); яркий сарказм отличает постперестроечный обличительный роман Лиходеева Средневозвышенная летопись (1992).
Менее известен Лиходеев как исторический прозаик (книга Поле брани, на котором не было раненых, 1990, посвященная трагической судьбе русского интеллигента – участника Октябрьской революции, а также произведения о П.Г.Заичневском, известном революционере, родоначальнике «русского якобинства», о Н.И.Бухарине и др.). С историей страны связаны также автобиографическая повесть Жили-были дед да баба» (1993) и более всего роман-эпопея Семейный календарь, или Жизнь от конца до начала (1990–1991), сочетающая ностальгическую исповедальность с фактографической насыщенностью и силой общественного темперамента.
Активный публицист, Лиходеев часто выступал с проблемными статьями – о частной собственности, суде присяжных, национальной политике государства, по правовым вопросам и др. Автор пьес Шаги на рассвете (1961), Отель «Голубой жираф» (1968).
Умер Лиходеев в Москве 6 ноября 1994.
Молдавский Д. Появился еще один сатирик. – Нева, 1959, № 11
Ленч Л. Весело и интересно. – Знамя, 1959, № 7
Лиходеев Л. Фельетоны. М., 1961
Ардов В. Фельетон-беседа. – Литература и жизнь, 1962, 27 июля
Лиходеев Л. Указать на недопустимость. М., 1967
Лиходеев Л. Тайны электричества. М., 1974
Лиходеев Л. Сначала было слово. М., 1987
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»