ЛИЧУТИН, ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
ЛИЧУТИН, ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1940), русский советский прозаик. Родился 13 марта 1940 в г. Мезень Архангельской обл. Выходец из древнего поморского рода, именем его представителя назван остров Михаила Личутина. Рос в многодетной семье, без отца (погиб на фронте). Окончил лесотехнический техникум (1960), факультет журналистики Ленинградского университета (1962), Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР (1975). Публиковал очерки в газетах и журналах Архангельска, легшие в основу его повестей Белая горница (1972), Иона и Александра, (1973), Долгий отдых, Вдова Нюра (обе 1974), Душа горит, Бабушки и дядюшки (обе 1976), Золотое дно, Крылатая Серафима (обе 1978), Последний колдун (1979) и др., образующих своеобразный эпический цикл, хронику исторического бытия и современной повседневной жизни поморской деревни, насыщенную этнографическими реалиями, колоритными типами, острыми и узнаваемыми ситуациями, диктуемых «родовой памятью», любовью и уважением к северорусскому крестьянству с его «привычками, обычаями, обрядами, поклонением земле и труду и размеренной совестной жизнью» (книга-эссе Душа неизъяснимая: Размышления о русском народе, 1989).
В своем натуралистически-жизнеподобном бытописательстве, проявляющемся и в сочном, «необработанном», изобилующем диалектизмами («кушная зимовейка») языке повествования, идущем в русле «деревенской» прозы (Ф.Абрамов, В.Белов и др.), Личутин стремится, однако, к масштабным обобщениям, к созданию целостной, динамичной и полемически осмысляемой картины жизни поморского Севера в контексте истории России.
Особенно отчетливо это проявилось в повести Домашний философ и хозяйка (1981) и романах Фармазон (1981), Скитальцы (1983, ч. 1–2; 1-я под назв. Долгий отдых, 1974), Любостай (1987), отличительной чертой которых, как и всего творчества Личутина, является пристрастие к нестандартным, ярким и мощным характерам, «закрученному» сюжету, акцентированию «неизъяснимости», «загадочности» русской души – с одной стороны, «долготерпив русский человек», с другой – неудержим и стоек в противостоянии духовному и физическому насилию. Последнее выявляется, в частности, в истории русского старообрядчества, которому Личутин посвятил эпопею Раскол: Кн. 1. Венчание на царство, 1990; Кн. 2. Крестный путь, 1993; Кн. 3. Вознесение, 1996. В 2011 писателю присуждена Литературная Бунинская премия за повесть Река любви.
Михайлов А. Поморские сюжеты. – Литературное обозрение, 1974, № 10
Личутин В. Время свадеб. М., 1975
Камянов В. По родословной линии. – Новый мир, 1977, № 4
Личутин В. Душа горит: Из хроники поморской деревни. М., 1978
Дедков И. Глубокая память Зимнего берега. – Дружба народов, 1981, № 3
Личутин В. Домашний философ. М., 1983
Личутин В. Скитальцы. Л., 1986
Личутин В. Избранное. М., 1990
Стрелкова И. Предел. – Наш современник, 1990, № 6
Афанасьев А. Опыт печали и счастья: О прозе В.Личутина. – Подъем, 1993, № 2
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»