КОНТИНЕНТ
КОНТИНЕНТ, литературный, общественно-политический и религиозный журнал, издающийся ежеквартально с 1974 (Берлин – Мюнхен, редакция в Париже; с 1991 выходит в Москве). Редактор до 1992 В.Е.Максимов, с 1992 И.И.Виноградов. Основан с целью борьбы с большевистской идеологии СССР. Название «Континент» предложено А.И.Солженицыным, который на протяжении ряда лет оставался идейным вдохновителем издания.
Круг постоянных авторов журнала включал как русских писателей-эмигрантов «второй» (после 1945) и «третьей» (1960–1970-е годы) волны, так и литераторов, оставшихся в СССР, однако не публиковавшихся на родине. «Континент» публиковал также произведения оппозиционно настроенных литераторов из других социалистических стран. Наиболее заметными стали публикации прозы В.Некрасова, Г.Владимова, В.Аксенова, В.Войновича, Саши Соколова, Ф.Горенштейна, стихов И.Бродского, Н.Коржавина и др. а также многочисленные материалы под рубриками «Литература и время», «Литературный архив», «Прочтения», «Писатель о писателе», «Критика и библиография».
Позиция «Континента» определялась его ориентацией на наследие русской религиозно-философской мысли предоктябрьских лет и периода первой эмиграции (1920–1930-е), а также на традиции русской культуры Серебряного века. Приверженность этим ценностям журнал декларировал в редакционных материалах, статьях и дискуссиях, посвященных современной интерпретации идей таких мыслителей, как В.Соловьев, Н.Бердяев, П.Флоренский, Л.Шестов, в публикациях из архивов крупнейших русских писателей, представляющих Серебряный век и литературу эмиграции, таких, как И.Бунин, В.Ходасевич, М.Цветаева, В.Набоков, Г.Иванов. В журнале увидели свет многие материалы, связанные с историей русской культуры 20 в. и особенно с культурой русского Парижа в межвоенные десятилетия. Журнал отдавал предпочтение литературе с выраженной социальной тенденцией, а в своем отделе критики основное внимание уделил именам и книгам, оставившим след в истории оппозиционных движений, возникавших на разных этапах развития общества. На взгляд оппонентов «Континента», прежде всего авторов журнала «Синтаксис», в публикациях этого журнала достаточно ясно выступила тенденция православия и почвенничества, вызвавшая полемические отклики.
Наряду с авторами, эмигрировавшими из СССР или высланными из страны в 1960–1970-е, с «Континентом» сотрудничали писатели «первой» волны русской эмиграции – А.Седых, И.Одоевцева, А.Бахрах, З.Шаховская, В.Вейдле; в редакционную коллегию входил также архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Д.А.Шаховской). Были привлечены к сотрудничеству западные специалисты по русской культуре прошлого и современности (Р.Герра и др.). Напечатанные в журнале главы мемуаров Седых и Шаховской, пьесы Набокова конца 1930-х, фрагменты эпистолярного наследия Ходасевича, неизвестные стихотворения Иванова, поэзия И.Елагина и др. публикации явились вкладом «Континента» в русскую культуру 20 в.
После переезда редакции в Москву характер издания изменился. Главное внимание стало уделяться современной русской литературе и проблематике, связанной с преобразованиями в бывшем СССР..
Казак В. Лексикон русской литературы ХХ века. М., 1996
Литературная энциклопедия Русского Зарубежья 1918–1940, т. 2. М., 2000
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»