КИРСАНОВ, СЕМЕН ИСААКОВИЧ
КИРСАНОВ, СЕМЕН ИСААКОВИЧ (1906, по др. сведениям, 1907–1972), русский советский поэт. Родился 5 (18) сентября 1906 (по др. сведениям 1907) в Одессе в семье портного. Учился в одесской гимназии, затем на филологическом факультетете Одесского института народного образования. Печатался с 1922 в одесском журнале «Юголеф» (был ответственным секретарем журнала). В 1924 познакомился с В.В.Маяковским, стал его горячим последователем.
В 1926 переехал в Москву, вошел в литературную группу «ЛЕФ»; в последнем выпуске одноименного журнала (№ 7, 1925) Маяковский напечатал два стихотворения Кирсанова, построенных на игре просторечий и диалектизмов: Крестьянская – буденновцам и Красноармейская разговорная. Вместе с Маяковским ездил с чтением стихов по разным городам страны, все более увлекаясь словесным формотворчеством, проявляя особую склонность к фантазийной сказочности сюжетов, остроумной выдумке, ритмическому и даже графическому (в развитие традиций кубофутуристического стиха) изыску, лексическому этапажу – каламбурам, неожиданным сравнениям, неологизмам, не без оснований именуя себя «циркачом стиха» (сборникики Прицел, 1926; Опыты, 1927; поэма Моя именинная, 1928; Слово предоставляется Кирсанову, 1930). После смерти Маяковского, желая принять от него творческую эстафету, Кирсанов пишет продолжение неоконченной поэмы Маяковского Во весь голос – поэму Пятилетка (1930–1931), стилизованную под стиль мэтра советской поэзии и содержащую многочисленные реминисценции с его творчеством (в т.ч. прямые лексические вкрапления). Громкую стихотворную публицистику Кирсанова пополнили поэмы Актив, Товарищ Маркс, перекликающаяся с поэмой Маяковского Владимир Ильич Ленин (обе 1933), Золушка (1934), антифашистская «предвоенная сказка» Война – чуме! (1937), Семь дней недели (1956), Сказание про царя Макса-Емельяна (1964), сборники Строки стройки (1930), Перед поэмой, Ударный квартал (оба 1931), Стихи в строю (1932), Дорога по радуге (1938), Четыре тетради (1940), тяготеющие также к социально-историческим и философским обобщениям.
С середины 1930-х годов в творчестве Кирсанова возобладало лирическое начало (сборники Желания, 1935; Мыс желания, 1938; Поэма поэтов, 1939). В трагической Твоей поэме (1937) и примыкающих к ней циклах Стон во сне, Последнее мая с пронзительной искренностью и психологической глубиной рассказывается о смерти от туберкулеза любимой жены («Ты говорила мне: / – Лечи, / чем хочешь – / каплями, / травой... / И пахли / грозами лучи / от лампы дуговой... Прощай, прощай! / Я девять лет / брал счастье / за руку / и вел, / и нет / его! / Я должен встать / и жизнь перелистать / и, встав, / начать / все / с чистого листа» – Твоя поэма).
В годы Великой Отечественной войны Кирсанов – корреспондент армейских газет, руководитель литературной бригады, выпускавшей Окна ТАСС, автор солдатских лубков, среди них – Заветное слово Фомы Смыслова (1942), а также стихотворных листовок Ярмарочная, Аладдин у сокровищницы и др. Тогда же написаны Поэма фронта (1942), поэма Александр Матросов (1946) –посмертный рассказ героя о своем подвиге, отмеченный силой поэтической убедительности; издал сборник Стихи войны (1945). В послевоенном творчестве Кирсанова тяготение к масштабным аллегориям, библейским образам, вселенским категориям добра и зла, отсылающее к эстетике «левого» экспрессионизма 1920-х годов, а также к мировой классике (философская поэзия И.В.Гёте и П.Б.Шелли), проявляется в драматической поэме Небо над Родиной (1947), поэме Дельфиниада (1970), венке сонетов Весть о мире. К числу лирико-философских произведений Кирсанова относится также поэма Вершина (1954), сборники Этот мир (1958), Ленинградская тетрадь (1960), где в центре внимания поэта связь личности с обществом, историей, мирозданием, размышления о призвании художника. Особый пласт творчества поэта – сюжетная лирика (стихотворная повесть Письма, Государственная премия СССР; «производственная» поэма Макар Мазай, 1947–1950), к которой можно отнести и стихотворную фантастику, давшую простор богатому художественному воображению и философским размышлениям: Поэма о Роботе, 1934; поэмы Герань-миндаль-фиалка, 1936; Ночь под Новый век, 1940; Зеркала, 1969; «космогонические» стихи цикла На былинных холмах, 1966–1970.
Кирсанов – автор сборников Новое (1935), Советская жизнь (1948), Время – наше! (1950), Товарищи стихи (1948–1953), (1953), Однажды завтра (1964), циклов Стихи о Латвии (1948), Месяц отдыха, (1952); маленькой поэмы Езда в незнаемое (1950–1952), проецирующейся на постулат Маяковского «Поэзия – вся! – езда в незнаемое» и посвященная воспоминаниям о его агитационном заграничном турне; переводов, в т.ч. Л.Арагона, П.Неруды, Н.Хикмета, Б.Брехта, В.Незвала; книги воспоминаний Искания.
Широкий диапазон творчества Кирсанова, охватывающий почти весь спектр поэтических тем и формальных экспериментов своего времени (в т.ч. – продуктивную для русской поэзии первой половины 20 в. имитацию русского сказа) и давший образцы высокой лирики, патетической публицистики и мастерской версификации (как и плоскостно-конъюнктурных, поверхностно-лозунговых стихов, особенно характерных для позднего творчества Кирсанова – о борьбе за мир, о В.И.Ленине, С.М.Кирове и т.п.), обеспечил заметное и во многом показательное место поэта в русской литературе 20 в.
Умер Кирсанов в Москве 10 декабря 1972.
Мейлах Б. Поэт Кирсанов. – Красная новь, 1931, № 8
Кирсанов С. Сочинения, тт. 1–2. М., 1954
Симонов К.М. Настоящее начало. – В кн.: Симонов К.М. На литературные темы. М., 1956
Вознесенский А. Структура гармонии. – Вопросы литературы, 1973, № 4
Кирсанов С. Собрание сочинений, тт. 1–4. М., 1974–1976
Минералов Ю.И. Поэзия. Поэтика. Поэт. М., 1984
Кирсанов С. Лирика военных лет. М., 1985
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»