ИСАЕВ, ЕГОР (ГЕОРГИЙ) АЛЕКСАНДРОВИЧ
ИСАЕВ, ЕГОР (ГЕОРГИЙ) АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1926), русский советский поэт, общественный деятель. Депутат Верховного Совета СССР (1984–1989). Герой Социалистического Труда (1986), лауреат Ленинской премии (1980).
Родился 2 мая 1926 в с.Коршево Бобровского района Воронежской обл. в семье сельского учителя из крестьян. В 1943 – на фронте, после окончания Великой Отечественной войны – в Группе советских войск в Германии. С 1945 печатался в армейских газетах, в 1951 в альманахе «Литературный Воронеж» издал первую поэму Лицом к лицу (окончат. вариант под назв. Над волнами Дуная, 1953), в которой со всеми необходимыми для идеологического ортодокса акцентами рассказал о советских воинах, несущих службу за рубежом, поведал о размышлениях главного героя поэмы, старшины Ершова, вместе с рядовым из Парижа, капралом с берегов Темзы и сержантом из Чарльстона патрулирующего Вену.
В 1955 Исаев окончил Литературный институт им. А.М.Горького. В 1962 увидела свет самая известная его поэма, Суд Памяти, в которой через призму судьбы солдата Германа Хорста (немецкий аналог и одновременно антипод старшины Ершова), привыкшего во время войны бездумно подчиняться любому приказу и стрелять «не по мишеням, по живым», а теперь бессонными ночами терзаемого постоянным приходом «маленькой женщины – Памяти», освещается особенно актуальная в литературе России (и Германии) 1960–1970-х годов тема вины и ответственности «маленького» человека. Поэма, стремящаяся объединить повествовательное, лирическое, философско-публицистическое и психологическое начала, отличается сплавом символического аллегоризма и характерных для Исаева незамысловатой простоты, даже бедности языка, стилистического лаконизма и ритмического однообразия, неизменно одушевляемых актуальной политической проблематикой. В таком же ключе тема борьбы за мир раскрывается в поэме Двадцать пятый час (1984), в которой советский воин сходит со своего пьедестала в берлинском Трептов-парке, чтобы напомнить людям об опасности новой войны и ядерной катастрофы. Попытка эпического осмысления исторического пути, пройденного Россией, представлена в своеобразном концептуальном продолжении Суда Памяти – поэме Даль Памяти (1976–1977), тяготеющей к фольклору, явно преемственной по отношению к поэме Н.А.Некрасова Кому на Руси жить хорошо и делающей точкой отсчета позицию простого мужика (со времен Степана Разина, согласно концепции Исаева, готовящего себя к бунту против угнетателей, побиваемых в конце концов «кремнем», в который обратились вековечные народные слезы).
Стремление к масштабно-историческому осмыслению как прошлого, так и злободневного настоящего свойственно и «этико-экологической», как всегда у Исаева, чуткой к назревающей актуальности проблемы поэме Убил охотник журавля (1985), в многочисленных стихотворениях и балладах (Когда везут ракеты, К вопросу о СОИ, Перечитывая Теркина, Сестра милосердия, Тишина, Жалоба креста и др.). Исаеву принадлежит множество публицистических и литературно-критических статей, посвященных творчеству А.Т.Твардовского, Б.Л Пастернака, М.В.Исаковского, А.А.Прокофьева, украинских писателей Т.Шевченко, П.Тычины, О.Гончара, А.Малышко и др. в сборниках Вершины, Колокол света, Чувство глагола, Там, за песней, – Украина, Послушайте звезду (об Армении).
Рыленков Н. По линии наибольшего сопротивления. – Москва, 1962, № 11
Елкин А. Суд памяти. Литературный портрет Егора Исаева. – Москва, 1972, № 3
Прокушев Ю. Кремень-слеза. О новой поэме Е.Исаева. – В кн.: Прокушев Ю. Даль памяти народной. М., 1978
Ломунова М. И даль сомкнется с далью... Штрихи к портрету Е.Исаева. – Москва, 1980, № 7
Исаев Е. Жизнь прожить... Поэмы. М., 1984
Исаев Е. Миг вечности. М., 1986
Исаев Е. Поговорим как современники. М., 1987
Исаев Е. Избранные произведения, тт. 1–2. М., 1990
Числов М. Егор Исаев. Очерк творчества. М., 1990
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»