ФРЕЙН, МАЙКЛ
ФРЕЙН, МАЙКЛ (Frayn, Michael) (р. 1933), английский драматург, романист и переводчик. Родился 8 сентября 1933 в Лондоне. В 1952–1954 проходил армейскую службу. В 1957 окончил Кембриджский университет, после чего работал репортером в «Манчестер гардиан» и «Обсервере», создав себе имидж обличителя нравов. В начале 1960-х годов вышло несколько сборников, составленных из его газетных публикаций. Сборник Говорите после сигнала (1995) в значительной степени подытожил раннюю пору его творчества.
В литературу Фрейн вошел поначалу как романист. В своем первом романе Оловянные солдатики (1965) объектом его сатирического запала стали компьютеры. Годом позже Фрейну была присуждена за него премия Сомерсета Моэма. В Русском переводчике (1966) Фрейн переключился на тему шпионажа. Результат – премия Хоторндена 1967. В романе Под утро (1967; в США опубликован под названием Против энтропии) он разделался с журналистами. Романы Очень частная жизнь (1968) и Сладкие грезы (1974) написаны в жанре фантазий, причем, каждая история завершается нравоучительным финалом, с некоторым налетом иронии.
После Сладких грез Фрейн надолго отошел от романного жанра и обратился к драматургии. Из ранних театральных работ особых похвал и аплодисментов удостоились две: В порядке алфавита (1975) и Долгие годы (1976). Вторая пьеса была названа лучшей комедией года Театральным обществом лондонского Уэст-Энда.
Следующей значительной театральной работой Фрейна стала пьеса Строим-ломаем (1980). В Лондоне пьеса шла при переполненных залах, в Соединенных Штатах была принята сдержанно.
Подлинная слава пришла к Фрейну после постановки пьесы Шум за сценой (Лондон, 1982; годом позже состоялась бродвейская премьера), написанной в форме откровенного балаганного фарса. Комедию Фрейна тепло приняли зрители по обе стороны Атлантики. И на Бродвее, и в Уэст-Энде пьеса долго не сходила с репертуара, получила премии за лучшую комедию 1982, присуждаемые газетой «Ивнинг Стандард» и Театральным обществом Уэст-Энда. В Нью-Йорке была номинирована на премию Тони. По сей день Шум за сценой остается самой известной пьесой Фрейна.
В пьесе Благодетели (Лондон, 1984; Бродвей, 1985) Фрейн отошел от комедийного жанра. Пьеса также получила премии газеты «Ивнинг Стандард» и Театрального общества Уэст-Энда, на этот раз в номинации «лучшая пьеса года». Она была удостоена лондонской премии Лоренса Оливье 1984 и нью-йоркской премии критиков 1986 за лучшую иностранную пьесу.
Фрейну также принадлежат пьесы Посмотри внимательнее (1990), Здесь (1993) и Теперь тебе все известно (1995). Шумный успех принесла ему пьеса Копенгаген, вышедшая в 1998. Пьеса получила премию газеты «Ивнинг Стандард», а двумя годами позже принесла Фрейну высшую бродвейскую театральную награду – премию Тони.
Став преуспевающим драматургом, Фрейн не отказался от жанра, с которого начинал, написав несколько романов: Как это делается (1989), Высадка на солнце (1991), Теперь тебе все известно (1992), Головой вперед (1999).
Фрейн М. Оловянные солдатики. М., 1969
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»