ЧУРАЕВКА
ЧУРАЕВКА, литературное объединение, основанное в 1926 в Харбине и явившееся одним из наиболее значительных центров русской культуры в дальневосточной диаспоре. Инициатор «Чураевки» поэт Алексей Алчаир (псевдоним А.А.Грызлова, 1896–1960) происходил из семьи сибирских казаков. В его книгах Первая (1925) и Лаконизмы (1937) определились главные мотивы и побудительные стимулы творчества участников объединения – тоска по России, стремление сохранить определяющие черты русской культуры и духовности в годы тяжкого испытания. Название «Чураевка» Алчаир нашел в романе сибирского прозаика-эмигранта Г.Гребенщикова (1883–1964) Чураевы (1922), где описана группа молодых людей, жителей деревни Чураевка, которые объединяются для совместной творческой работы.
Основой «Чураевки» была поэтическая студия, во главе которой стоял Н.Щеголев (1910–1970). С 1932 она выпускала литературное приложение к местной англоязычной газете «Молодая Чураевка», а затем собственную газету «Чураевка». Редактировал эти издания начинающий поэт В.Перелешин (1913–1992), чья первая книга стихов В пути (1937) также вышла в Харбине. Впоследствии Перелешин, как многие «чураевцы», вынужден был из-за давления японских оккупационных властей, поддерживавших в Харбине только русские организации профашистского направления, уехать в Шанхай; с 1952 жил в Бразилии, постепенно завоевав известность как один из наиболее значительных русских поэтов в эмиграции.
Перелешин в юности испытал сильное воздействие акмеизма, который наложил отпечаток и на творчество других поэтов «Чураевки». Об этом говорят коллективные сборники Лестница в облака (1929), Семеро (1931), Излучины (1935). Часто стихи и проза «чураевцев» появлялись в еженедельном харбинском журнале «Рубеж». Творчество участников объединения было благожелательно оценено Г.Адамовичем (1934), который отметил высокую поэтическую культуру публикаций.
По вторникам устраивались общедоступные вечера «Чураевки», на которых выступали видные деятели русской культуры в изгнании (Н.К.Рерих и др.). Заседания студии посвящались не только обсуждению новых произведений ее участников, но и дискуссиям по проблемам новейшей литературы; их темой становились теории стиха, разработанные А.Белым и В.Брюсовым, стиховедческие труды В.Жирмунского, поэзия «парижской ноты». Эти заседания посещали и жившие в Харбине писатели старшего поколения Вс.Н.Иванов (1888–1971), А.Несмелов (1889–1945). Их воспринимали как поборников политической тенденции в литературе, от которой «Чураевка» стремилась держаться в стороне, ограничиваясь сугубо эстетическими задачами.
Столкнувшись с откровенным давлением японских властей, стремившихся подчинить весь русский Харбин своему влянию, ряд участников «Чураевки» в 1934 решает перебраться в Шанхай. После Второй мировой войны «чураевцы» оказались разбросанными по свету: одни обосновались в США и Австралии, других депортировали в СССР, где они были подвергнуты репрессиям.
Перелешин В. Два полустанка. Амстердам, 1987
Русский Харбин. М., 1998
Литературная энциклопедия Русского Зарубежья 1918–1940, т. 2. М., 2000
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»