АРОНЗОН, ЛЕОНИД ЛЬВОВИЧ
АРОНЗОН, ЛЕОНИД ЛЬВОВИЧ (1939–1970), советский поэт. Родился 24 марта 1939 в Ленинграде. Стихи начал писать с шести лет. В 1963 закончил историко-литературный факультет герценовского педагогического института, защитив дипломную работу о Заболоцком.
Сравнительно долгим и трудным оказалось поэтическое созревание Аронзона. В ранних произведениях нередки подражания Маяковскому, Лорке, Цветаевой, Пастернаку и др. Постепенно ему удается преодолевать вторичность и создавать самобытные тексты, во многом предваряющие его дальнейшую эволюцию (За голосом твоим, по следу твоему… (1958?), О Господи, помилуй мя… (1961), Павловск (1961), Баюкайте под сердцем вашу дочь… (1962), Все ломать о слова заостренные манией копья… (1962), Все стоять на пути одиноко, как столб… (1962), В лесничестве озер припадком доброты… (1963), Что мучит? – музыка ли, Углич?.. (1963), поэму Вещи (1962–63?) и др.).
В 1964–1967 поэтический голос автора окреп, приобрел особенную интонацию, в традиционную ткань стиха вторгаются элементы авангарда, возникает то, что называют цельностью художественного мира. Именно в этот период проявляются сквозные темы произведений Аронзона: восхищение красотой, любовь, смерть, природа, Бог, плоть, дружба, одиночество, тишина, отражение. Обращает на себя внимание большое количество почти чисто пейзажных стихотворений, формируется стиль, ориентированный скорее на подсознательное воздействие, чем на поэтическую декларацию.
В эти годы Аронзон участвует в публичных выступлениях. Написаны такие значительные стихотворения, как Вроде игры на арфе чистое утро апреля… (1964), Послание в лечебницу (1964), Комарово (1964), Мадригал (Глаза твои, красавица, являли… , 1965), Там, где лицо на дне тарелки… (1965), Вступление в поэму «Лебедь» (1965?), Борзая, продолжая зайца… (1966), цикл Листание календаря (1966), поэмы Прогулка (1964) и Сельская идиллия (1966) и др.
С конца 1966 стал писать сценарии научно-популярных фильмов. Тексты сценариев встречались весьма одобрительно, принося признание (которого так не хватало по отношению к поэтической деятельности) и достаток.
Работа в кино и связанный с нею «легкий» успех (а также детские стихи, их написано около ста), по мнению некоторых исследователей творчества Аронзона, в известной степени повредили поэтическому творчеству. В 1967 наблюдается признаки кризиса, в некоторых стихотворениях этого года обнаруживаются следы неуместной бойкости, а то и расхожести интонации, свойственной среднепоэтической норме поэзии. Так или иначе, Аронзон почувствовал неудачность попыток в этом направлении и на время отказался от стремления к «простоте», обозначив начало нового, наиболее зрелого этапа творчества.
В завершающий период его поэтического развития написаны наиболее известные стихотворения: Утро, Хорошо гулять по небу…, Вокруг лежащая природа…, Несчастно как-то в Петербурге…, В двух шагах за тобою рассвет…, Как хорошо в покинутых местах… и многие стихи к друзьям и сонеты, а также небольшие по объему прозаические произведения: Отдельная книга (1967), Ночью пришло письмо от дяди… (1970) и некоторые др. Семантическая и эмоциональная емкость стиха возрастает; свойственная позиции автора созерцательность становится более настойчивой, углубленной; в метафоре нередко соединяются совсем далекие друг от друга по непосредственному смыслу слова. Основная тематика хотя и не изменилась, сохранив традиционность, но отдельные мотивы вступают между собой в столь многообразные органические связи, что порою кажется, будто вообще все стихотворения написаны на одну, «интегральную» и уже не сводящуюся ни к одной из известных тему.
Во второй половине 1960-х все чаще создаются вещи с более последовательным использованием приемов, свойственных авангарду. Сквозь прежний «традиционный» стиль проступают чертежные контуры «прямоты и ясности», доходящей до профанирующей элементарности. К произведениям «нового типа» следует отнести цикл Запись бесед (1969), стихотворение Когда наступает утро – тогда наступает утро… (1969), однострочия, дуплеты, пьесу Эготомия (1969–1970) и ряд других.
Начав в 1966 заниматься изобразительным искусством (сохранились два автопортрета, множество рисунков, карикатуры), Аронзон создает сборник стихов Ave (1969), представляющий собой синтезированное литературно-графическое произведение..
В последний год происходит резкое углубление трагических настроений (переживание одиночества, безысходности), периоды подъема все чаще сменяются периодами душевного спада.
В 1970 Аронзон поехал в Среднюю Азию. В ночь с 10 на 11 октября в горах под Ташкентом, выйдя из пастушьей сторожки, он выстрелил в себя из охотничьего ружья. К утру 13 октября его не стало.
Одержимость смертью – первое, что бросается в глаза при знакомстве с его стихами: Когда я, милый твой, умру..., Хочу я рано умереть..., Когда бы умер я еще вчера, сегодня был бы счастлив и печален...
Другой эмоциональный полюс поэзии Аронзона – столь же неистовая, как одержимость смертью, одержимость красотой окружающего мира, непрерывно ощущаемое и почти невыносимое физически блаженство бытия, от которого, как от смерти, тоже некуда деться:
Боже мой, как все красиво!
всякий раз как никогда.
Нет в прекрасном перерыва,
отвернуться б, но куда?
Поэтический мир Аронзона – это действительно рай, но рай особенный, воплотивший не только восторг, но и гибельность бытия.
Издания: Сочинения. Л., 1984
Константин Парамонов
Звягин Е. Леонид Аронзон. // Письмо к лучшему другу. СПб, 1995
Ответь на вопросы викторины «Мифология»