ШТЕЙНБЕРГ, ЭДУАРД АРКАДЬЕВИЧ
ШТЕЙНБЕРГ, ЭДУАРД АРКАДЬЕВИЧ (р. 1937), русский художник, мастер живописи, представитель российского «неофициального» искусства.
Родился в Москве 3 марта 1937 в семье поэта и переводчика А.А.Штейнберга, вскоре арестованного в ходе сталинских репрессий. В 1957–1961 жил с семьей в Тарусе, где отец поселился по выходе из заключения. Помогал родителям, работая в рыбацкой артели. Систематического художественного образования не получил. В 1962 переехал в Москву и принял активное участие в движении художников-«нонконформистов». Впервые экспонировал свои вещи публично в 1963 (вместе с В.И.Яковлевым; в Музее Ф.М.Достоевского). С начала 1970-х годов часто выставлял свои вещи за рубежом.
Его ранние жанры и пейзажи написаны в духе импульсивно-красочного фовизма (Татарские песни, 1961–1963; Девушка с лентой, 1964; обе картины – в частном собрании, Москва). Позднее перешел к высветленным по тону «метафизическим натюрмортам», где беспредметное начало, белесая стихия цвета все заметнее поглощала объекты (Композиция с черепом, Мертвая птица; обе работы – 1966, там же). «Классический Штейнберг» сложился под решающим воздействием абстракций К.С.Малевича: сохраняя общее впечатление космического парения легких форм, молодой художник сводил до минимума присущие исконному супрематизму резкие цветовые контрасты, придавая своим образам подобие меланхолического «воспоминания об авангарде». Такого рода картины сложились в огромный многолетний цикл, пластически-элегантный, полный тонкого декоративного чутья: Композиция (памяти Николая Федорова), 1972, Третьяковская галерея; Композиция, 1973, Художественный форум Людвига, Ахен; Композиция, 1981, Третьяковская галерея; и др.). Параллельно с живописью начал делать гуаши и коллажи на картоне. В творческом диалоге с московским концептуализмом с середины 1980-х годов вводил в произведения надписи и сюжетное начало: таков Деревенский цикл, полный воспоминаний о Тарусе с окрестностями и их обитателях (Живые и мертвые, полиптих, 1985, Художественный форум Людвига, Ахен; и др.).
Искусство Штейнберга, наглядно восстанавливающее формальные и символические связи с прежним русским авангардом, получило большой резонанс в период перестройки. Его печальным «письмом Казимиру Малевичу» открывался нашумевший документальный фильм Черный квадрат (1988, режиссер И.Пастернак). За рубежом успеху Штейнберга значительно способствовала парижская галерея «Клод Бернар». С 1990-х годов художник живет большей частью в Париже, часто наезжая в Москву и Тарусу.
См. также АВАНГАРД РУССКИЙ.
Э.Штейнберг. Опыт монографии. М., 1992
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»