РОССЕЛЛИНО, БЕРНАРДО
РОССЕЛЛИНО, БЕРНАРДО (Rossellino, Bernardo) (1409–1464), итальянский архитектор и художник, одна из ключевых фигур зодчества, градостроительства и скульптуры кватроченто.
Родился в Сеттиньяно (Тоскана) в 1409. Брат А.Росселлино (см. РОССЕЛЛИНО, АНТОНИО). Учился у Ф.Брунеллески. Сотрудничал с Л.Б.Альберти; возводил по планам последнего Палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446–1451), участвовал, вероятно и в ряде других его построек. Помимо Флоренции (где он с 1461 руководил строительством собора Санта Мария дель Фьоре) строил также в Ареццо (расширение в середине 15 в. Палаццо делла Фратернита деи Ланчи), Риме (участие в возведении собора св. Петра, 1451–1453) и Сиене (Палаццо Пикколомини, с 1460). Его творческая манера, продолжающая традиции Брунеллески и Альберти, деятельно формировала принципы классического Ренессанса, утверждавшиеся внутри готики и в то же время по контрасту с ней. Любимец «папы-гуманиста» Пия II (Энея Сильвия Пикколомини), осуществил его замысел о создании «идеального города» в Тоскане, названного в честь папы Пиенцой; она явилась самым ранним (и самым крупным в 15 в.) примером регулярного ренессансного градостроительства. В Пиенце с именем Росселлино связан и целый ряд отдельных зданий, в том числе его архитектурный шедевр Палаццо Пикколомини (1460–1463), впечатляющий парадным изяществом своего внутреннего двора с необычайно стройными и высокими коринфскими колоннами.
По-своему этапны и скульптурные произведения мастера, прежде всего исполненные им надгробия во флорентийских церквах (Л.Бруни в Санта-Кроче, 1444–1450; блаженной Вилланы делле Ботте в Санта Мария Новелла, 1451–1452; Орландо де Медичи в Сантиссима Аннуциата, 1456–1457). В этих произведениях – наиболее значительно среди них мраморное надгробие Бруни – был создан образец пристенного надгробия нового типа, гармонично сочетающего натуроподобные скульптурные образы с антикизированным архитектурным обрамлением.
Умер Росселлино во Флоренции 23 сентября 1464.
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»