РОДЖЕРС, РИЧАРД
РОДЖЕРС, РИЧАРД (Rogers, Richard) (р. 1933), английский архитектор, один из родоначальников стиля хай-тек.
Родился во Флоренции 23 июля 1933. В 1938 эмигрировал вместе с семьей в Англию. Учился в школе лондонской Архитектурной ассоциации (1954–1959) и Йельском университете (США; 1961–1962). По возвращении в Лондон организовал (вместе с женой, архитектором и социологом С.Брумвел, а также Н.Фостером, своим однокашником по учебе в США, и его будущей женой Венди) бюро «Команда 4-х» («Team 4»).
Последним крупным осуществленным проектом этого бюро была фабрика по производству электроники фирмы «Рилайенс Контролс» в Суиндоне (графство Уилтшир, 1967), – это здание явилось одним из важных предварений «хай-тека». В том же году Роджерс расторг партнерство с Фостером, открыв со своей супругой новое бюро, «Ричард & Сью Роджерс», которое разрабатывало концепцию свободно трансформируемого жилого пространства, применяя в качестве главного материала легкие полимерные панели (дома фотографа Х.Спендера, в Алтинге, Эссекс, 1967–1968, и родителей Роджерса в Уимблдоне, Большой Лондон, 1968). Заключив новое партнерство, на этот раз с Р.Пиано (1970) (см. ПИАНО, РЕНЦО), Роджерс исполнил в соавторстве с ним известнейшее свое произведение – здание Центра Помпиду (новый музей и исследовательский центр современного искусства в Париже, 1971–1977); эта экспрессивная пародия на индустриальное зодчество, обликом своим напоминающая нефтеперегонный завод, завоевала огромную популярность, став в то же время (в силу ряда конструктивных недочетов, затрудняющих работу музея) объектом острой критики.
Затем работал более самостоятельно, как руководитель собственной фирмы. Выполнил заказ на сооружение штаб-квартиры страхового агентства «Ллойд» (1986), создав монументальную структуру (с огромным внутренним атриумом и шестью внешними башнями для технических служб), значительно обогатившую лондонский городской силуэт. Среди прочих его построек – технологическая лаборатория Кембриджского университета в Мельбурне (графство Кембриджшир; 1974–1981), фабрика микропроцессоров фирмы ИНМОС в Ньюпорте (графство Гвент, 1982), здание Европейского суда по правам человека в Страсбурге (1994). В основе всех этих образов лежит идея «тотального дизайна», придающего традиционным отношениям между формой и функцией динамически-игровой характер – с выделением сборных элементов в качестве ключевых деталей архитектурной фабулы. Изложил свое творческое кредо в книге Архитектура: современный взгляд (Аrchitecture: A Modern View, 1991).
Р.Роджерс – В кн.: Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1971
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»