ПИАНО, РЕНЦО
ПИАНО, РЕНЦО (Piano, Renzo) (р. 1937), итальянский архитектор, один из основоположников стиля хай-тек.
Родился в Генуе 14 сентября 1937 в семье архитектора. Учился у отца, а также в бюро Ф.Альбини (1958–1964) и миланском Политехническом институте. После окончания последнего (1964) вплоть до 1970 стажировался у Л.И.Кана в Филадельфии и З.С.Маковского в Лондоне.
Мировую славу Пиано принес созданный им (вместе с Р.Роджерсом) парижский Центр Помпиду (1971–1977), новый музей и исследовательский центр современного искусства. В этой остроумной и по-своему ироничной «урбанистической машине» функциональные элементы (типа труб и лифтовых шахт) были демонстративно вынесены наружу и к тому же акцентированы цветом, что придало им остраненно-символическое значение, подчеркивающее информационно-знаковую роль современной технологии.
Реализовал в сотрудничестве с Роджерсом и ряд других проектов (медицинский центр АРАМ в Вашингтоне, 1970; и др.). Вошел в число пионеров компьютерного проектирования, виртуозно варьируя однотипные модули в пределах одного здания либо большого комплекса (новый жилой район в Перудже, 1978). Разработал систему социологически-активной архитектурной информатики, создавая рабочие группы для экспресс-анализа истории, текущих потребностей и перспектив той или иной городской ячейки – для поиска оптимальных путей ее обновления. Впервые опробованный Пиано в Отранто и Лечче (Апулия, 1979), а затем примененный в Бурано (Венеция, 1980), Бари (1980–1982), Генуе (1981), Турине (1981) и Париже (1985–1987), этот метод широко вошел в международную практику. Сам же Пиано на базе подобного «концептуального зодчества» реконструировал комплекс Шлюмберже в парижском районе Монруж (1981–1984) и создал проекты перестройки промышленных зон Линготто в Турине (1983) и Пирелли Бикокка в Милане (1986; осуществлены лишь частично). Среди его штучных построек (неизменно сочетающих формальное – порой экстравагантное – изящество с новаторскими функционально-технологическими решениями), помимо Центра Помпиду, наиболее известны: Музей собрания Де Мениль в Хьюстоне (в соавторстве с Р.Фитцжеральдом; 1981–1986), аэропорт Кансай в Осаке (1994), персональный музей Си Туомбли в Хьюстоне (пристройка к музею Де Мениль, 1995), культурный центр в Новой Каледонии, музей Бейелер в Базеле, офисная башня Дебис в Берлине (все – 1998), «Музыкальный парк» в Риме (2002; к моменту его открытия – самый большой театрально-концертный комплекс в Европе). Обращался также к индустриальному дизайну (экспериментальный автомобиль «Фиат VSS», совместно с П.Райсом, 1978–1980).
Изложил свои мысли о традициях и перспективах сосуществования старинного и современного зодчества в книгах Старое и прекрасное (Antico e bello; в соавторстве с М.Ардуино и М.Фацио, 1980) и Стройка, открытая для публики (Chantier ouvert au public, 1985).
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»