РЕЙКСМУЗЕУМ
РЕЙКСМУЗЕУМ (Государственный музей) в Амстердаме – один из крупнейших художественных музеев мира. Здесь находится самое полное и выдающееся по художественному уровню собрание голландской живописи «золотого века» – времени подъема всех сфер жизни, начавшегося в 1609, в результате утверждения Сев. Нидерландов в качестве самостоятельного государства. В Рейксмузеуме представлены своими шедеврами все 4 великих художника Голландии 17 в.: Франц Хальс, Якоб ван Рейсдаль, Вермер Дельфтский и Рембрандт. В собрании находится 20 картин Рембрандта, больше, чем в других музеях мира (коллекция уступает лишь эрмитажной – 26 картин).
Создание музея и приобретения коллекций.
В Голландии не существовало ни королевского собирательства, ни церковного меценатства. Единственной постоянно пополнявшейся и переходившей из поколения в поколение крупной коллекцией была коллекция штатгальтеров из рода принцев Оранских-Нассау, стоявших во главе войск республики. В 17 в. собрание состояло в основном из фамильных портретов и декоративных полотен, служивших для украшения дворцов. В 18 в. штатгальтеры Вильгельм IV и Вильгельм У пополняют собрание картинами предшествующего столетия и создают «кабинет искусств» (Kunstkabinet) в своей резиденции в Гааге.
Образование Рейксмузеума имело непосредственную связь с событиями, происходившими во Франции. После французской революции 1789 года, в 1793, конвент объявил войну Нидерландам. В 1794 власть штатгальтера была низложена, а в 1795 была создана Батавская республика, находившаяся в вассальной зависимости от Франции.
Из гаагского «кабинета искусств», церквей, частных собраний, государственных учреждений были вывезены в Париж многочисленные произведения искусства. Объяснялось это тем, что Франция является преемницей Древнего Рима и потому обладает суверенным правом владения художественными произведениями тех стран, которые возникли на территориях, принадлежавших Римской Империи. Та часть художественных коллекций, которая не была вывезена во Францию, была передана в Национальную художественную галерею, созданную по образцу Лувра в 1800 в Хёйс-тен-Босх («Дом в лесу» – бывшей летней резиденции Оранских).
В связи с установлением демократического режима коллекции музея стали национальным достоянием.
В 1806 республиканское правление в Нидерландах было ликвидировано. Король Людовик – Наполеон Бонапарт обосновался в Амстердаме, во дворце на площади Дам – бывшем здании ратуши. На втором этаже ратуши находились старинные групповые портреты, в т.ч. Ночной дозор Рембрандта. По приказу Людовика-Наполеона во дворце создается Королевский музей, куда перевозят все экспонаты из Национальной художественной галереи – первого публичного музея страны. Поэтому датой основания Рейксмузеума считают 1800.
В 1810 король Людовик отказывается от престола в пользу Наполеона Бонапарта, а в 1813 в Амстердам возвращается сын изгнанного штатгальтера Вильгельма V Оранского. Вскоре он становится королем Нидерландов под именем Вильгельма I.
В 1817 собрание музея, состоящее в основном из картин и эстампов, созданных мастерами Сев. Нидерландов, Вильгельм I переводят в дом Академии наук – Триппенхейс, выстроенный в 1660–1662 для торговцев железом братьев Трипп (отсюда его название) арх. Ю. и Ф.Винкбонсами. Вновь открытый музей получает название Государственного (гол. – Рейксмузеум), т.к. коллекции других музеев Голландии принадлежали не государству, а городам.
В 1876–1885 П.И.Кейперсом (P.J.Cuypers) – одним из создателей новой голландской архитектуры – было построено современное здание музея, имеющее вид готического собора. Фасад Рейкмузеума украшен витражами, однако вместо сцен из Священного писания, здесь представлены символические изображения живописи, скульптуры и архитектуры.
Шедевры коллекции (картины Рубенса, Тинторетто, Веронезе, а также лучших художников Голландии) собраны в центральном большом помещении, зале Славы, интерьер которого напоминает пространство аскетичного нидерландского храма со специально запланированной для картины Рембрандта Ночной дозор нишей – «алтарем». В искусствознании 70–80-х 19 в., т.е. времени, когда строилось здание музея и разрабатывались принципы экспонирования, Ночной дозор считали «высшим выражением гения Рембрандта», его включали в число «божественных» произведений, таких, как Сикстинская мадонна Рафаэля и Джоконда Леонардо да Винчи. С 1901 по 1906 под контролем королевы Вингельмины особая комиссия занималась вопросами наилучшего экспонирования этого шедевра, рядом с картиной были выстроены монументальные перегородки с колоннами и капителями в виде кариатид.
После завершения строительства здания в музей поступили коллекции не только из Триппенхейса, но и из других собраний, как например, частной коллекции ван дер Хопа, завещанной в 1854 городу Амстердаму. Из этого богатейшего собрания происходят многие шедевры, как например, Еврейская невеста Рембрандта и картины Вермера Дельфтского.
Произведения мастеров 19 в. поступили в качестве даров и по завещанию.
В музей были переданы собрания исторических памятников, принадлежавших прежде археологическому обществу, королевскому кабинету редкостей, музею истории Нидерландов, Ост-Индской и Вест-Индской компании и другим учреждениям.
Из Морского министерства поступили ценные экспонаты, среди них – большая коллекция моделей кораблей.
В 1927 коллекция исторических памятников была разделена между двумя отделами музея: истории Нидерландов; скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
В 1952 поступила коллекция искусства стран Азии, которая принадлежала обществу любителей искусства Азии. Сначала она экспонировалась отдельно в корпусе Филиппа и была самостоятельным музеем. С 1965 эта коллекция стала одним из отделов Рейксмузеума.
В настоящее время экспозиция состоит из 5 разделов: живописи; скульптуры и декоративно-прикладного искусства; истории Нидерландов; кабинета эстампов; искусства Азии.
Отдел живописи
занимает основную часть выставочных помещений.
Шедевры разных стран и художественных школ выставлены вместе в зале Славы. Остальные экспонаты, дающие широкую панораму развития европейской живописи 15–19 вв., располагаются в хронологическом порядке и по национальным школам. Частью отдела является одно из богатейших в мире собрание пастелей – техники, особенно популярной в 18 в.
Коллекция нидерландской живописи 15–16 вв. небольшая, она значительно уступает тем, что находятся в музеях Бельгии, т.к. в Южных Нидерландах были сосредоточены главные художественные центры этого времени (Гент, Брюгге, Брюссель). Кроме того, в 16 в., в эпоху религиозных столкновений между протестантами и католиками, в Северных Нидерландах были разгромлены многие храмы и уничтожены хранившиеся там произведения живописи.
Одним из немногих мастеров Северных Нидерландов, чье имя дошло до нас, был Гертхен тот Синт Янс, написавший Святое семейство (1496).
Знаменит триптих Луки Лейденского Поклонение золотому тельцу (1530), приобретенный в 1952 в частном собрании в Париже. Мария Магдалина Яна ван Скореля, свидетельствует о начавшемся в 16 в. увлечении итальянским искусством. Туалет Вирсавии Корнелиса ван Харлема (1594) Лот с дочерьми Хендрика Гольциуса (создателей Академии в Харлеме по типу Болонской в Италии), Неверие Фомы Хендрика Тербрюггена (1622–1623) исполнены в традициях итальянской школы.
Со времени обретения независимости живопись Северных Нидерландов встала на собственный путь развития. Большая часть художественной продукции этого времени – портреты – следствие повышенного самоуважения голландцев, вызванного успехами во всех областях деятельности. В Рейксмузеуме представлены портреты ван дер Хельста, Равестайна и др. Но только Франсу Хальсу удалось передать в образах своих современников, полных энергии и оптимизма, дух героической эпохи: счастливые молодожены улыбаются нам с Семейного портрета (1622), Веселый собутыльник поднимает бокал с вином, приглашая зрителя составить ему компанию.
В новом для 17 в. жанре живописи – пейзаже, голландские художники стремились подчеркнуть черты, присущие своей стране. Эсайас ван де Вельде был одним из первых, кто начал изображать мельницы, островерхие шпили церквей, обилие рек, каналов, озер. Большое распространение получили зимние пейзажи. К этому жанру обратился Хендрик Аверкамп, его Зимний пейзаж с забавами на льду (ок. 1608) относится к числу лучших.
В Интерьере церкви (1649) Питер Санредам напоминает о скоротечности жизни. Эта тема неоднократно затрагивалась и Якобом ван Рейсдалем. В Пейзаже с мельницей (ок. 1670) сумеречное освещение, нависшие тучи привносят настроение предчувствия бури и грядущей катастрофы, угрожающей непрочному месту обитания людей.
Наиболее видные жанристы Голландии: Ян Стен, Питер де Хох, Герард Терборх, Адриан ван Остаде и др. подкупают непосредственностью в изображении жизни, точностью деталей обстановки, нравов. Часто это сцены драк, попоек, ухаживания, забот по дому: Веселое семейство Яна Стена (1668), Женщина с ребенком в подвале (ок. 1660).
Первое место среди жанристов принадлежит Вермеру Дельфтскому. До нас дошло ок. 30–35 его картин (некоторые спорны). Особая трудовая этика, присущая умонастроению голландцев «золотого века», выражены в его знаменитой картине Служанка, наливающая молоко (конец 1650-х), Улочке. Повседневная жизнь обретает оттенок особой значительности, даже приподнятости, что отражало представления кальвинизма о богоугодности любой работы, включая «доение коровы и мытье посуды».
Высокая культура живописного ремесла, добротность исполнения особенно проявились в жанре натюрморта (Stilleven – тихая жизнь вещей). В картинах Виллема Клас Хеды, Питера Класа, Виллема Калфа и многих др. незримо присутствуют владельцы вещей. Натюрморты создавались не только для того, чтобы радовать глаз, в них часто был зашифрован моральный или поэтический смысл, который легко прочитывался современниками.
В музее представлены картины Рембрандта всех периодов творчества и разных жанров: портреты, исторические картины на сюжеты из Библии и мифологии и др. Как уже упоминалось, самое знаменитое из них – Ночной дозор (1639–1642). Такое неверное название картина получила в 1808, когда она в плохом состоянии, потемневшая, была передана в коллекцию Рейксмузеума. Лишь после реставрации оказалось, что действие происходит днем. Первоначальное название этой картины Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга, она была заказана для дома амстердамской корпорации стрелков. Будничной сцене придается высокий общественный смысл. В Синдиках (1662) – групповом портрете глав цеха суконщиков, также воплощено духовное единство людей, занятых общим делом.
На картине Еврейская невеста (Исаак и Ревекка) (1667), возможно, изображен сын Рембрандта Титус и его жена. Название появилось только в 1825 году, оно произвольно, хотя и закрепилось в истории искусства.
В начале 18 в. живопись Голландии втягивается в орбиту общеевропейского развития искусства. Картины художника Якоба де Вите Юпитер и Каллисто, Диана и Эндимион (1727) можно принять за произведения французской или итальянской школы.
Голландские мастера 19 в. осваивают достижения Давида, французских романтиков, реалистов, импрессионистов и других течений, возникавших во Франции и других странах Европы. Творчество Луиса Морица (Урок рисунка, Урок музыки, 1808), Яна Вайсенбруха (Порт города Асердама, 1870), Георга Хендрика Брейтнера – главы гаагской школы импрессионистов (Мост в Амстердаме, 1896–1898), имеют значение лишь в масштабах национальной школы живописи. Только одному из художников Голландии конца 19 в., Винсенту Ван Гогу, удалось достичь уровня высочайших живописцев Европы своего времени. В Рейксмузеуме хранится один из многочисленных его автопортретов и несколько ранних картин (в Амстердаме в специальном музее Ван Гога находится самое большое и полное собрание его картин, более 200, поэтому в Рейксмузеуме они немногочисленны).
В небольшой коллекции живописи других национальных школ Европы находятся произведения художников Фландрии, Франции, Италии и Испании, в том числе произведения русских авангардистов (К.Малевича).
Итальянская школа представлена картинами Кривелли, Тинторетто, Веронезе, Тьеполо и др. Особенно заслуживает внимания строгий парадный Портрет Даниэле Барбаро (1513–1570), написанный Паоло Веронезе в 1565 – 67. Среди наиболее выдающихся картин зарубежных мастеров следует назвать произведение П.П.Рубенса Кимон и Перо (1630) на сюжет из сочинения римского писателя Валерия Максима.
Среди картин испанской школы выделяются произведения Мурильо Мадонна с младенцем и Ф.Гойи Портрет Рамона Сатуэ – один из лучших в его творчестве.
В богатой коллекции пастелей наиболее знаменитым считается Портрет молодой дамы в турецком костюме, созданный художником из Швейцарии Жаном Этьеном Лиотаром (1754).
Отдел скульптуры и декоративно-прикладного искусства
содержит работы мастеров разных стран Европы, начиная от эпохи позднего Средневековья до конца 19 в., демонстрирующие смену стилей в европейском искусстве от готики до модерна. Коллекция насчитывает ок. 4 5000 произведений скульптуры, изделий из серебра, ювелирных украшений, мебели, шпалер, костюмов и ткани. В отдел включены исторические интерьеры со всеми деталями их обстановки. Один из ансамблей, украшавший частный дом в Харлеме около 1790-х, выдержан в стиле неоклассицизма. О стиле модерн дают представление предметы обстановки, созданные в 1910 для оформления комнаты в частном доме в Амстердаме.
Скульптура в Нидерландах не получила такого развития, как живопись. В разделе 15–17 вв. находятся реликварии, детали надгробных памятников, отлитые из металла, алтари и др. Лучшие скульптурные памятники коллекции – это Благовещение одного из самых выдающихся немецких скульпторов позднего Средневековья Тильмана Рименшнайдера (1460–1531) и Грозящий Амур француза Э.Фальконе (автора памятника Петру I в СПб). Статуя имела огромный успех – Фальконе неоднократно ее повторял в мраморе, бронзе, фаянсе, свинце и т.д. Особая ценность скульптуры, хранящейся в Амстердаме, заключается в том, что это первый вариант в мраморе. До революции статуя находилась в Санкт-Петербурге.
В Эрмитаже остался другой вариант в мраморе, исполненный по заказу графа А.С.Строганова.
Коллекция прикладного искусства, одна из лучших в Европе, отличается разнообразием и высоким художественным уровнем экспонатов. Мастера Нидерландов, особенно в 15–17 вв., были в числе лучших в Европе.
В собрании мебели хранятся редкие образцы, как например, буфет (1523) – один из наиболее ранних предметов эпохи поздней готики, дошедших до наших дней; кабинет, созданный лучшим мебельщиком Франции Андре Шарлем Булем (Париж, 1670–1680); секретер, исполненный немецкими мастерами Авраамом и Давидом Рентгеном (1763).
В коллекции ювелирного искусства, которым особенно славились голландские мастера 15–17 вв., преобладают произведения художников Нидерландов. Среди них выделяются работы семьи ван Вианен. Два блюда из серебра, украшенные рельефами на античные сюжеты Диана и Актеон, Юпитер и Каллисто (Прага, 1613) исполнены Паулем ван Вианен для двора императора Священной Римской империи Рудольфа II.
К числу шедевров относится настольное украшение из серебра с позолотой и эмалью знаменитого немецкого мастера из семьи потомственных ювелиров Венцеля Ямницера (Нюрнберг, 1549). К числу наиболее ценных предметов, созданных иностранными мастерами, относится канделябр, исполненный А.Верроккьо для дворца Медичи во Флоренции.
В собрании керамики особую ценность представляют знаменитые изделия из фаянса, производством которых в 17 в. славился Делфт. Уникальный предмет коллекции – ваза для тюльпанов в виде пирамиды с отверстиями, предназначенными для цветов, высотой более 1 м. Она напоминает об эпохе «тюльпаномании», охватившей голландцев в 17 в.
В собрании фарфора есть изделия Мейсенской мануфактуры 18 в. Особенно знаменит Попугай (1734) И.И.Кендлера.
Важной частью коллекции является собрание костюма и тканей разных эпох. В основном они созданы в Нидерландах, однако некоторые – в других странах Европы и Азии.
Отдел истории Нидерландов
включает памятники, созданные мастерами России, Англии, Франции, Германии, Бразилии, Индонезии, Японии.
Собрание позволяет проследить развитие страны от Средневековья до начала 20 в. Здесь находятся трофейные флаги врагов; документы; модели кораблей (одна из них воспроизводит знаменитое судно Принц Вильгельм – торговый корабль, принадлежавший Ост-Индской компании, контролировавшей всю мировую посредническую торговлю со странами Востока); предметы, принадлежавшие историческим личностям; картины, изображающие важные события истории Нидерландов и портреты известных людей, оказавших влияние на судьбы страны. На картине Яна Виллема Пиенемана изображена Битва при Ватерлоо, во время которой армия Наполеона потерпела поражение, что способствовало началу нового этапа в истории Нидерландов после их освобождения от войск Франции.
Кабинет эстампов
по количеству хранящихся в нем экспонатов (ок. 1 млн. рисунков, гравюр на дереве, офортов на меди, акварелей, эстампов, афиш и фотографий) превосходит все остальные. Это самая большая в Нидерландах коллекция эстампов, в ней преобладают произведения мастеров страны. Одна из наиболее ценных частей коллекции – 60 рисунков Рембрандта.
Богата коллекция акварелей, исполненных в конце 19 в.: нидерландские импрессионисты, принадлежавшие к художественным школам Гааги и Амстердама, предпочитали работать именно в этой технике.
Здесь хранятся произведения художников других европейских стран (Ватто, Фрагонара, Буше), а также индийские миниатюры, японские гравюры и другие работы мастеров стран Востока.
Отдел искусства стран Азии,
включен в состав музея в 1952. Здесь находятся разнообразные экспонаты: скульптура, керамика, предметы из бронзы, фарфор, живопись на бумаге, характерные для Китая, керамика из Японии, статуи из бронзы и камня из Индии и Индонезии. Изделия Востока издавна украшали многие дома в Голландии и служили предметом собирательства. Их привозили из далеких стран мореплаватели: голландцы владели многочисленными колониями во многих частях света. Большая и очень ценная коллекция китайского фарфора постепенно вывозилась из Китая на голландских кораблях.
До второй мировой войны территория земель, подвластных Нидерландам, превышала ее собственную территорию в 60 раз, а население колоний превосходило число жителей Нидерландов в 8 раз.
В числе шедевров отдела – статуя Бодисатвы из Китая (12 в) и изображение бога Шивы из бронзы (Индия, 12 в).
С момента открытия музею постоянно требовались дополнительные экспозиционные площади, в связи с чем арх. Кейперс в конце 19 в. спроектировал корпус Филиппа. В 1993–1996 эта часть музейного здания была целиком перестроена и расширена. В 1962 и 1969 были превращены в выставочные помещения два внутренних дворика.
Ольга Морозова
Егорова К.С. Художественные музеи Голландии (Города и музеи мира, т. 9), М., 1969
Chiarini M. Il catalogo completo dei dipinti del Rijksmuseum. – Paragone Arte, 1977, № 329
Энгельсман С. Голландские национальные музеи приватизируются. – Museum, 1997, № 2 (192)
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»