ТЕРБРЮГГЕН, ХЕНДРИК
ТЕРБРЮГГЕН, ХЕНДРИК (Terbrugghen, Hendrik) (1588–1629), нидерландский художник, один из лидеров караваджизма во внеитальянской живописи.
Родился, скорее всего, в Гааге в 1588. В начале 1600-х годов учился в мастерской А.Блумарта в Утрехте. Около 1605 приехал в Италию, где жил (преимущественно в Риме) вплоть до 1614. Испытал влияние Караваджо и его итальянских последователей. По возвращении на родину жил и работал Утрехте. Был, наряду с Г.ван Хонтхорстом и Д.Бабюреном, одним из т.н. утрехтских караваджистов, прививших стилистику великого итальянского художника-реформатора к традиции нидерландского искусства.
Органично соединил заимствованные из Италии светотеневые эффекты и монументальность композиций с типически нидерландским чувством характерной детали. Хотя и создавал иногда модные в ту пору «ноктюрны», озаренные свечой (таков, к примеру, его хранящийся в Эрмитаже Концерт, 1624), в целом не любил слишком резких световых контрастов, виртуозно используя возможности рассеянного дневного света и размещая обычно фигуры не на темном, а на нейтральном фоне. Писал религиозные, антично-мифологические и жанровые картины. Среди его лучших вещей – два парных Флейтиста (оба 1621, Государственные художественные собрания, Кассель); Распятие с Богоматерью и святым Иоанном (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), Святой Себастьян под заботой Ирины и ее служанки (Мемориальный художественный музей Аллена, Оберлин, шт. Огайо), Спящий Марс (Центральный музей, Утрехт; все ок. 1625); Музицирующая компания (ок. 1627, Национальная галерея, Лондон), парные Смеющийся Демокрит и Плачущий Гераклит (обе 1628, Государственный музей, Амстердам).
Умер Тербрюгген в Утрехте 1 ноября 1629. Поэтическая созерцательность его живописи сделала мастера одним из важнейших предшественников Я.Вермера.
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»