ПУРЫГИН, ЛЕОНИД АНАТОЛЬЕВИЧ
ПУРЫГИН, ЛЕОНИД АНАТОЛЬЕВИЧ (1951–1995), русский художник, мастер живописи, представитель «ар брют», в чьем творчестве этот стиль был окончательно «реабилитирован» в России.
Родился в военном городке близ Наро-Фоминска (Московская область) 25 февраля 1951 в семье кадрового офицера, который, выйдя в отставку, создавал модели кукол для игрушечной фабрики. В 1965 оставил школу и жил случайными заработками. С 1969 посещал студию при наро-фоминском Доме культуры. Несколько раз безуспешно пытался поступить в Художественное училище имени 1905 года. Выступая как живописец с начала 1970-х годов, получив сперва известность в весьма узкой сфере квартирного «андерграунда». Не раз попадал в психиатрические лечебницы. Занимал в 1980-е годы студию в Фурманном переулке (который дал название целому направлению «неофициального» искусства), но практически не примыкал к каким-либо группировкам, идя своим путем.
Этот путь стал этапным выражением типических черт «ар брют» как особой разновидности «наивного искусства», заменяющей его традиционно-идиллические настроения шизоаналитическими «персональными мифологиями». В центре этих мифологий всегда – сам «Леня Пурыгин. Художник из Нары. Гениальный» (как было написано на его визитных карточках), окруженный личными фантомами, среди которых доминирует образ «Голубой женщины»-ангела, регулярно спасающей автора из ада; антиподом же ее является «Пипа Пурыгинская», фантастический зверь женского пола. Композиции, психоделически-яркие по краскам, сияющим на фоне космической тьмы, со временем укрупнялись, превращаясь в многочастные «алтари-реликварии». Большую роль в этих вещах играют надписи с автокомментариями видений. Представленные на московском аукционе фирмы «Сотбис» в 1988, два таких «психоделических алтаря» – Пипа (Видение на озере Охват), 1985; Молох (Смерть голубой бабочки), 1988 – ознаменовали триумфальный выход Пурыгина на международный арт-рынок.
В 1989 Пурыгин эмигрировал в США, поселившись в Нью-Йорке, где закрепил свой успех при поддержке галереи «Эдуард Нахамкин». Наезжая в Москву, организовал в 1992 выставку современного российского «наивного искусства» и специальную галерею, с помощью которых стремился поддержать стилистически близких ему молодых художников. Издал три книги прозы, написанной в манере «потока сознания», изложенного подобием белого стиха (Хреновины. Минироманы, 1990; Космическая дурочка, 1993; Публия, 1993).
Умер Пурыгин в Москве от инфаркта во время очередного приезда на родину (официальная дата смерти 31 мая 1995). На рубеже 20–21 вв. его картины были включены в собрания Третьяковской галереи и других известных музеев.
Leonid Purygin (альбом c текстом на английском языке). М., 1992
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»