ПЕВЗНЕР, АНТОН АБРАМОВИЧ
ПЕВЗНЕР, АНТОН АБРАМОВИЧ (наст. имя и отчество Натан Беркович) (1884–1962), русский художник. Старший брат скульптора Наума Габо. Родился в селе Климовичи (Могилевская губерния) 18 (30) января 1884 в семье инженера. В 1909 окончил Киевское художественное училище. В том же году поступил в петербургскую Академию художеств, но через три месяца был отчислен в силу ограничений, установленных для евреев. В 1909–1911 жил у родителей в Брянске, с 1911 в Париже (где познакомился с А.П.Архипенко), а с 1915 вместе с братом Наумом в Христиании (Осло). Весной 1917 братья вернулись в Москву, участвовали в преобразованиях художественной жизни, выпустили в виде афиши Реалистический манифест (1920), один из первых манифестов конструктивизма. В картине Певзнера Портрет. Карнавал (1917, Третьяковская галерея) традиционный для символизма и кубизма мотив нарядной дамы претворился в комбинацию безлично-предметных тусклых поверхностей, скрепленных лишь волей художника.
Выехав в 1923 в Берлин, художник в том же году поселился в Париже. Человеческие фигуры и головы в его образах окончательно опредмечиваются, превращаясь в контррельфные композиции, состоящие из открытых к зрителю плоскостей и пустот, зачастую прозрачных (Торс, медь и пластмасса, 1924–1926, Музей современного искусства, Нью-Йорк; Портрет М.Дюшана, целлулоид на цинке, 1926, галерея Йельского университета, Нью-Хейвен). Форма и масса уступают место, – к чему призывал Реалистический манифест – динамическому ритму, а со временем (в кинетических структурах) и реальному движению. Вместе с тем усиливается авторское начало – с художником в качестве главного героя, организующего не только само произведение, но и окружающую среду. Типической структурой становится ажурная поверхность, образованная натянутыми металлическими нитями, стержнями или криволинейно выгнутыми полосами (Поверхность в развитии, медь, 1938, частное собрание, Базель).
С 1940-х годов в манере Певзнера нарастает торжественный монументализм (Колонна, бронза и латунь, 1952, частное собрание, Брюссель), он получает все больше заказов на оформление больших архитектурных пространств (Динамическая проекция под углом в 30 градусов для университета в Каракасе, бронза, 1950–1951; Взлетающая птица перед зданием Научно-технического центра «Дженерал Моторс» в Детройте, сталь и другие материалы, 1955). В 1952 мастер исполнил целиком пустотно-сквозной, как бы «проволочный» проект памятника Неизвестному политическому заключенному (ныне – в галерее Тейт, Лондон). С 1946 был одним из организаторов, а затем вице-президентом и президентом салона Новых реальностей, стремившегося поддержать и переосмыслить традиции конструктивизма.
Умер Певзнер в Париже 12 апреля 1962.
Лейкинд О.А. и др. Художники русского зарубежья. Биографический словарь. СПб, 1999
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»