ПЕППЕЛЬМАНН, МАТТЕУС ДАНИЭЛЬ
ПЁППЕЛЬМАНН, МАТТЕУС ДАНИЭЛЬ (Pöppelmann, Matthеus Daniel) (1662–1736), немецкий архитектор, один из лидеров искусства рококо.
Родился в Херфорде (Вестфалия) 3 мая 1662 в купеческой семье. В юности работал каменщиком и плотником. С 1680 жил в Дрездене. В 1705 стал распорядителем, а в 1718 главным распорядителем строительных работ при дворе Августа II Cаксонского (Августа Сильного). В 1710–1715 побывал в Риме, Неаполе, Праге, Вене, Зальцбурге, Варшаве и Париже.
Вошел в историю прежде всего как автор Цвингера, дрезденского дворца, прообразом которого стал деревянный амфитеатр с триумфальными арками, построенный в 1709 для торжественного приема датского короля Фредерика IV. Всецело театрально-праздничной по духу стала и капитальная постройка, осуществленная в виде парадного зала под открытым небом, с трех сторон окруженного изящными павильонами и галереями. Экспрессивный контраст высоких, овальных в плане павильонов с низкими галерейными аркадами, легкий, сквозной характер композиции в целом, пышное пластическое убранство (декоративная скульптура Б.Пермозера) сделали Цвингер одним из самых значительных рокайльных комплексов Европы, воплотив программный для нового стиля принцип здания, как бы выносящего наружу роскошь своих интерьеров.
Однако Цвингер (отделка которого была завершена в 1732) явился лишь фрагментом задуманного Пёппельманном грандиозного ансамбля дворцов и парков, которые преобразили бы саксонскую столицу, превратив ее в город-феерию. Лишь часть этого замысла была осуществлена, но пёппельманновские работы (дворец Ташенберг, или Турецкий, 1705–1711; руководство перестройкой Японского, первоначально Голландского, дворца, – ныне музей фарфора, 1715–1741; мост Августа, 1727–1731; церковь Дрейкёнигкирхе, 1732–1739; целый ряд бюргерских домов; и др.) все равно масштабно обозначили новый исторический облик Дрездена как одного из культурных центров «века Просвещения».
Строил также в загородных резиденциях монарха – в Пильнице (Водяной и Горный дворцы, 1720–1723), Морицбурге (перестройка охотничьего замка, 1722–1730) и Гросзедлитце (замок, 1723–1726). Благодаря Пёппельманну стиль рококо прочно утвердился в Германии, став образцом для локальных подражаний.
Умер Пёппельманн в Дрездене 17 января 1736. Важнейшие его постройки были разрушены англо-американскими бомбардировками 1945, но затем в значительной мере реконструированы.
Степанов Г.П., Щедрина Г.К. Дрезден. Л., 1976
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»